СИЗО класса "люкс": захват заложников поставил вопросы перед ФСИН
В воскресенье утром в СИЗО в Ростове-на-Дону шестеро преступников взяли в заложники двоих сотрудников изолятора. И это нельзя называть даже чрезвычайном происшествием. Речь идет, по сути, о настоящем теракте, причем хорошо подготовленном.
Трое из шести напавших – экстремисты, имеющие отношение к запрещенному ИГИЛ*. Все были ликвидированы спецназом, который прекрасно выполнил свою работу. Никто из заложников не пострадал. Но говорить, что инцидент исчерпан, явно преждевременно. Есть очень много вопросов, на которые, вероятно, ответит следствие. Один из главных – почему террористам, которые даже в СИЗО должны находиться в особых условиях изоляции, удалось не только договориться между собой, но и сформировать настоящее подполье.
Еще не так давно ФСИН признавал ростовский СИЗО одним из лучших в стране, но если здесь особо опасные преступники чувствовали себя столь вольготно, то что происходит в других? И это не праздный вопрос, особенно после теракта в "Крокус Сити Холле". С места событий – корреспондент "Известий" Борис Карягин.
Заложников захватили особо опасные террористы
Снайперы Росгвардии занимают позиции для стрельбы. Весь центр Ростова-на-Дону уже в полицейских заслонах. К этому моменту известно, что в следственном изоляторе захвачены заложники.
"Сейчас обстановка в СИЗО – за моей спиной находится следственный изолятор. Тут много оцепления, сотрудники полиции, сотрудники Госавтоинспекции, СОБР, патрульно-постовая служба, чуть дальше – спецназ", – передает с места событий Борис Карягин.
Штурм завершился полным уничтожением террористов.
Бунт в тюрьме, из которой, казалось, невозможно выйти. В руках у бандитов заточки, на голове – повязки с экстремистской символикой.
ЧП в СИЗО, которое, казалось бы, должно изолировать преступников от внешнего мира, но в руках у бандитов откуда-то взялись заточки, а на голове – повязки с экстремисткой символикой.
Все шестеро – из южных регионов страны. Пятеро в списках "особо опасных" – они причастны к террористической деятельности. А трое были осуждены за подготовку теракта.
Декабрь 2023 года. Кадры оперативной хроники – арест подстрекателей вчерашнего преступления. Они тщательно готовились к подрыву Верховного суда Карачаево-Черкессии, получили по 18 лет лишения свободы. Но именно за решеткой создали полноценную радикальную ячейку, с идеологией и четкой иерархией.
"Здесь не сама проблема в радикализации кого-то в этой тюрьме, а именно проблема в ненадлежащем содержании арестованных преступников. Понятно, что осужденные на более 40 лет больше склонны к побегу. Тем более, понимая, что те же радикальные исламисты более спокойно готовы пожертвовать своей жизнью", – отметил Алексей Филатов, подполковник запаса ФСБ, президент союза "Офицеры группы Альфа".
Какие вопросы теперь стоят перед ФСИН
Вопросов к руководству ростовского управления ФСИН масса. Как так получилось, что трое террористов, осужденных на серьезные сроки, оказались вместе в соседних камерах СИЗО, смогли завербовать еще троих человек и спланировать новое преступление? Еще один вопрос: как за решеткой оказались черные повязки с арабской вязью и заточки, похожие на настоящие ножи? Разве такое возможно в тюрьме, которая считается одной из самых неприступных в России?
"Эти обстоятельства говорят о том, что слабо взаимодействовали оперативные подразделения, плохо проводился обыск, потому что технический осмотр в каждой камере нужно проводить каждый день. И хотя бы раз в неделю полный обыск", – заявил отставной полковник ФСИН Александр Маланкин.
После кошмарного теракта в "Крокусе", Россия лишь ужесточила борьбу с экстремистами. В первую очередь, на территории самой страны. В этой борьбе максимально задействованы все силовые ведомства. Вот только в тюрьмах сегодня почему-то полно таких "групп по интересам". Новых адептов в них вербуют даже по интернету, который за решеткой почему-то тоже есть.
"Проблема фиксируется. Бороться с ними тяжело. Когда предлагают посадить их всех в одно место, это создает дополнительные проблемы. Эти люди перевоспитанию не поддаются. От ваххабизма помогает только свинец, внедренный в черепную коробку или в другие части тела", – сказал исламовед, профессор МГЛУ Роман Силантьев.
Экстремистские сообщества разрастаются подобно огромной социальной сети. Еще вчера зона была "красной", и в ней правила администрация, а уже сегодня в ней рулят вот такие братья с окладистыми бородами. Фотографии из ростовского СИЗО – на ней образцово-показательная камера. Директор хвалится грамотами и кубками.
"Джамал Набиев уверен в своем коллективе, поэтому не без гордости демонстрирует заслуженные награды за достигнутые высокие показатели служебной деятельности", – сообщает пресс-служба СИЗО.
Спецназ отработал четко и профессионально. Ликвидировал террористов, спас заложников и, возможно, предотвратил более страшную трагедию, которая могла случиться, если бы экстремисты оказались на свободе. Но систему ФСИН явно ждет большой "разбор полетов". Страна, которая всего три месяца назад пережила крупнейший теракт в новейшей истории, не может позволить себе подобного разгула радикализма. Тем более там, где террористы должны находиться под особо жестким контролем.
* запрещенная в России террористическая организация