"Есть пузико – есть и достаток": как менялись идеалы мужской красоты
История стандартов мужской красоты
Знаменитый телеведущий Джереми Кларксон второй год подряд признан самым сексуальным мужчиной Великобритании. В голосовании участвовали около двух тысяч женщин, которые оценивали популярных британцев и ирландцев по десятибалльной шкале. 64-летний Кларксон возглавил рейтинг, набрав девять баллов. Конкуренцию ему не смогли составить ни принц Гарри, ни Дэвид Бекхэм, ни даже Дэниел Крейг, игравший Джеймса Бонда.
На протяжении веков стандарты мужской привлекательности менялись сотни раз. От чего зависят эти каноны? Как мода на болезненную худобу сменялась на увлечение добродушными толстяками? И кто устанавливал голливудские стандарты красоты в XX веке? Рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
В меру упитанный мужчина: первые идеалы мужской красоты
Сюжет начинается с кадров, на которых показана открытка, выпущенная в Германской империи в 1910 году. На фото – модели, рекламирующие плавки. Надпись на открытке гласит: "Полоски украшают мужчин".
Далее зрители видят современных моделей-мужчин, дефилирующих по подиумам Западной Европы и США.
И для контраста показан античный эталон мужской красоты.
"Это статуя Геракла, найденная при раскопках на вилле императора Адриана в Тиволи. Шедевр классического античного искусства", – уточнила сотрудница Музея Гетти Николь Будрович.
Стандарты мужской красоты менялись на протяжении столетий, причем порой кардинально. Эти каноны – кого считать красивым, а кого нет – всегда определялись исключительно общественным мнением, вкусами той или иной эпохи, а также социальной-экономической ситуацией.
Первые представления о мужской красоте появились во времена неолита, когда люди начали переходить от охоты и собирательства к сельскому хозяйству.
"Естественно, эти мужчины были далеки уже от такой сложенности спортивных атлетов. Они были с преобладанием жировой массы. Можно было определить мужчину, у которого хороший достаток, а достатком считалось наличие как раз-таки скота и, естественно, фермерского хозяйства. И, естественно, такие мужчины были в самом расцвете и были востребованы среди женщин", – рассказала стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
Пухлые губы, "коровьи глаза" и блестящая загорелая кожа в Древней Греции
Настоящий культ мужской красоты расцвел в Древней Греции, а затем в Риме. Идеальным в те времена считалось телосложение мускулистое, но при этом, скорее, худощавое. Греки считали, что внешняя красота неразрывно связана с внутренней. Им казалось, что привлекательный человек по природе своей добр и великодушен, ведь у него нет поводов для зависти.
"Именно греки первыми придумали конкурсы красоты, причем для мужчин. Победителями становились люди с округлыми крепкими мышцами, небольшим количеством жира, рыжеватыми или светлыми волосами, пухлыми губами и блестящим загаром. Забавно и то, что иногда в качестве комплимента употребляли словосочетание "коровьи глаза" – то есть большие и влажные, что считалось красивым в те времена", – сообщила искусствовед Марк Грейвс.
Кудри и худоба в Средневековье
К Средним векам европейский мужчина измельчал. Виной тому стали плохое качество воды и еды, а также сменявшие друг друга эпидемии. Поэтому худоба и даже некая изможденность быстро вошли в моду.
Был в Средневековье и второй стандарт красоты – отважный рыцарь в мощных доспехах. Наибольшим успехом у женщин пользовались голубоглазые кудрявые блондины. Ценили дамы и небольшие шрамы, и даже легкий запах пота.
"Это считалось привлекательным, потому что означало, что мужчина участвует в каких-то активных действиях, требующих проявления силы, например, ходит в военные походы. Но при этом он обладает предметом роскоши – мылом – чтобы не пахнуть откровенно отталкивающе", – пояснила историк, медиевист, доктор исторических наук Элеонора Янега.
Кубики и пропорции в эпоху Возрождения
Средние века сменяет эпоха Возрождения. В этот период вновь становятся актуальными древнегреческие каноны, что находит отражение в культуре. В конце XV века Леонардо да Винчи создает знаменитый рисунок "Витрувианский человек", воплотив в нем свое представление о том, как должен выглядеть идеальный мужчина.
"Во-первых, он определил, что это необязательно должны быть именно какие-то кубики или определенный вес, худоба. Он определил, что должны быть равные пропорции. Поэтому мы видим ширину плеч, мы видим, насколько, должна быть какая длина ног", – обратила внимание стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
Силуэт, напоминающий бочку: мужской идеал конца XIX века
К концу XIX века идеальной мужской фигурой стали считать силуэт, напоминающий бочку. Широкая талия и второй подбородок свидетельствовали о том, что человек ни в чем не нуждается.
"Женщина сразу определяла, что если у мужчины есть пузико, то, естественно, у него есть и достаток, ну и, наверное, появляются вот эти первые изречения, чем толще мужчина, тем он более богат", – заметила стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
В ту пору в Западной Европе появились клубы толстяков. Для вступления в эти сообщества необходимо было пройти контрольное взвешивание. На этих собраниях члены клубов не только наедались от пуза, но и проводили спортивные состязания, например, по перетягиванию каната.
"Причем подобные сообщества для женщин тоже существовали, но они порицались. Толстым и привлекательным тогда считался только мужчина", – сообщила публицист Линдси Холланд.
Красавцы начала XX века
Пластичный Нижинский и первый секс-символ Голливуда Хаякава
В XX веке культ полноты постепенно уходит: люди узнали о том, что лишний вес вреден. Еда стала доступнее и упитанность больше не считалась признаком достатка.
Дальнейшие изменения канонов тесно связаны с развитием искусства и масс-медиа. Пластичный и тонкий, похожий на птицу, Вацлав Нижинский полностью меняет представление о мужском образе в балете.
А в немом кино секс-символом становится эмигрировавший в Америку японец Сэссю Хаякава.
"Настолько по нему начинают сходить с ума женщины, что они готовы даже были скинуть с себя шубу, чтобы он прошел, не наступив в лужу, а прошелся по их шубе. Вот представляете, насколько такой был безумный бум именно по азиатскому типу", – рассказала стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
Субтильный и томный Рудольф Валентино
В 1920-е годы эталоном мужской красоты становится голливудский актер Рудольф Валентино – субтильный красавец, создававший образы романтических героев. Примечательно, что ранее его не приняли в военную академию из-за излишней худобы. Но для кинокамер тех лет, визуально укрупнявших фигуры актеров, его телосложение подошло как нельзя лучше.
"Опять же Рудольф Валентино пользовался еще и пудрой, и на тот момент его очень яро осуждали, что настоящий мужчина не должен опускаться до женской косметики, но все-таки это ему не мешало стать определенным таким эталоном красоты", – отметила стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
Мускулы и широкие плечи в середине XX века
Со временем в Голливуде приходят к новому стандарту. Востребованными становятся широкоплечие актеры с тонкой талией и прямой осанкой. На фоне таких героев актрисы выглядели более хрупкими и беззащитными. А в 1940-е моду на мужскую внешность диктовала война: немногословный, чисто выбритый герой в форме становится идеалом красоты. Вновь актуальна сдержанная мускулистость, как у древних греков.
Загадочный и чувствительный Монтгомери Клифт
После войны такой типаж вышел из моды. Звездой 1950-х в Голливуде становится Монтгомери Клифт, создавший на экране образы загадочных и чувствительных молодых людей. Американские критики называют его самым красивым мужчиной в истории кино.
Простота и "застегнутый" стиль
Но уже буквально через 10 лет, в 1960-х каноны красоты вновь претерпели кардинальные изменения.
"Америку и Европу захлестнула волна хиппи, когда мужская фигура становится более худой, свободной. Уже отходят все от времени, когда нужно быть спортивным и атлетичным, и в моде становится такая простота и худоба", – уточнила стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
В то же время в корпоративной культуре Америки утверждается так называемый застегнутый стиль.
"Этот стиль не зря называли "застегнутым". Костюмы должны были быть идеально подогнаны по фигуре. В кармане было принято носить платок. Возвращаются шляпы", – пояснил журналист, модный обозреватель Престон Шлютер.
Стандарты мужской красоты в конце XX-начале XXI века
1970-е приносят в мужскую моду буйство красок, гламур и разрушение многих ранее существовавших рамок. Не случайно некоторые историки называют это время "павлиньей революцией".
А уже в следующем десятилетии возвращается мода на атлетическое телосложение. Важным элементом идеальной фигуры становится и бронзовый загар.
"И в ту эпоху входят в моду Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне и Ван Дамм, которые демонстрировали на экранах телевизоров, каким должен быть идеальный мужчина. Он, естественно, такой мускулистый, загорелый и даже, как Ван Дамм, всегда был в масле", – напомнила стилист, журналист, публицист Ксения Кожемяк.
В XXI веке перекачанное мужское тело уже не считается идеальным – более востребован обычный тип телосложения. Опрос, проведенный одной из фитнес-компаний, показал, что многие современные женщины скорее предпочтут мужчину с парой лишних килограммов. Такой типаж кажется им роднее и ближе. Да и ему вполне соответствует большинство мужчин.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.