Сериал "Олененок": секрет успеха мрачного шоу и реакция реальной Марты
Кинокритик Никулин объяснил успех сериала "Олененок" "болезненным удовольствием"
Не успев появиться на экране, сериал "Олененок" за две недели превратился в самый скандальный и популярный проект неоднозначного стримингового сервиса Netflix, ушедшего из России. Меньше чем за месяц "Олененка" посмотрели 13 миллионов человек. Мрачная и пугающая история о сталкинге – преследовании молодого человека странной женщиной средних лет – основана на реальных событиях.
В материале РЕН ТВ расскажем основные факты о сериале и о том, как на самом деле закончилась история комика и сталкерши. Кроме того, мы попросили кинокритика объяснить, чем именно сериал привлек миллионы зрителей. А психолог разобрала для нас характеры главных персонажей.
Как появился "Олененок"
11 апреля 2024 года Netflix представил новый проект – мини-сериал "Олененок", который снят по автобиографическому сценарию комика Ричарда Гэдда.
На это шоу продюсеры не возлагали особых надежд – оно не казалось им многообещающим. Однако уже через две недели его посмотрели почти 13 миллионов человек. При этом критики отзывались об "Олененке" доброжелательно, а зрители – с восторгом. Все это сделало сериал самым обсуждаемым телепроектом последнего времени и только подогревает к нему интерес.
Сюжет сериала "Олененок"
Тридцатилетний стендап-комик Донни Данн, выпускник Оксфордской школы драмы, приезжает в Лондон в поисках лучшей жизни. Он регулярно выступает со своими перформансами, но его специфический юмор не находит отклика у публики. Донни приходится подрабатывать барменом и жить у матери своей бывшей девушки.
Однажды в его паб заходит грустная женщина средних лет, у которой нет денег даже на чашку чая. Она представляется Мартой и говорит, что она успешный адвокат, ведущий дела британских политиков и других влиятельных людей.
Донни жалеет незнакомку, заводит с ней дружескую беседу, угощает за счет паба и шутливо отвечает на ее комплименты. Марта расценивает жест доброты как флирт – и начинает навязчиво преследовать Донни.
Молодой человек пытается убедить женщину, что никакого романа между ними нет. Но та становится не просто настойчивой, но и назойливой: каждый день приходит в паб, комментирует все посты Донни в соцсетях, караулит у дома, оскорбляет его новую подругу, срывает выступления и заваливает электронными письмами, в которых называет его "олененком". Преследование продолжается более двух лет.
Почему "Олененок" так быстро стал популярен
Реальная история – в основе сценария
Сериал основан на болезненной и местами жуткой личной истории. Все, что происходит в "Олененке", на самом деле случилось с создателем сериала – стендап-комиком Ричардом Гэддом. Он написал сценарии ко всем семи эпизодам и сыграл главного героя.
В 2015 году 20-летний Гэдд подрабатывал барменом в лондонском пабе Hawley Arms, куда, кстати, любила заглядывать Эми Уайнхаус. Там Ричард и познакомился со взрослой женщиной и, как и в сериале, угостил ее бесплатным напитком. А потом в течение двух лет подвергался преследованиям со стороны этой сталкерши.
В 2016 году Гэдд создал шоу Monkey See Monkey Do, в котором пытался проработать травмы из прошлого (его выступление было признано лучшим комедийным шоу на фестивале искусств Fringe в Эдинбурге). Потом он повез шоу по всей Европе и продолжал страдать от преследований. За два с половиной года Ричард получил от сталкерши 41 071 E-mail, 350 часов голосовых сообщений, 744 твита, 106 бумажных писем и 48 сообщений в Фейсбуке* (соцсеть запрещена в РФ).
Несмотря на все это, Гэдд обратился в полицию только спустя несколько лет после того, как сталкерша перестала угрожать ему и его близким.
Какие темы затрагивает сериал
"Олененок" поначалу кажется забавной комедией про юмориста-неудачника и его назойливую поклонницу. Но к середине сериала Гэдд переводит все происходящее в жанр психологического триллера.
Донни неожиданно для себя получает удовольствие от преследований Марты и поощряет ее. Параллельно с этим он пытается разобраться с травмой насилия и кризисом маскулинности, задавая самому себе как жертве много неудобных вопросов.
В "Олененке" вообще затрагивается очень много тем: начиная с безотказности, даже виктимности (склонности становиться жертвой обстоятельств или преступления) и неоправданных жизненных ожиданий и заканчивая семейными отношениями, уже упомянутым сексуальным насилием, принятием собственной сексуальности и карьерным успехом, к которому главный герой оказывается не готов.
Проживая заново мрачные, пугающие и даже жуткие события из прошлого, Ричард Гэдд устраивает публичный сеанс рефлексии и самокопания, который находят отклик у зрителей именно потому, что практически все темы, затронутые авторами "Олененка" в той или иной степени, близки многим.
При этом некоторые эпизоды сопровождаются дисклеймером и полезными контактами для тех, кто переживает насилие или другие сложные жизненные ситуации.
Новый взгляд на сталкинг
Кинокритики отмечают, что сериал позволяет по-новому взглянуть на то, как в кинематографе раскрывается тема сталкинга. До "Олененка" назойливое и пугающее преследование одного человека другим часто романтизировали.
Но в этом проекте Марту представляют как потерянную и ментально нестабильную героиню, которая не видит в своих действиях ничего особенного. В то же время автор сценария Гэдд не делает из своей сталкерши однозначную злодейку.
Постепенно он приходит к выводу, что Марта – тоже жертва ситуации. Да и сам герой использовал ее внимание, чтобы справиться с комплексами. Марта была единственной, кто хвалил его и по-своему любил, пусть даже и нездоровой любовью. К тому же присутствие рядом такого непримиримого и опасного противника подпитывало его уверенность в себе.
"Болезненное удовольствие": мнение кинокритика о сериале
Кинокритик Николай Никулин в комментарии РЕН ТВ связал успех сериала с личным фактором, деталями и "бойким монтажом".
"Дело в том, что, отвечая на вопрос о популярности, ты никогда не в праве сравнивать сюжеты или любые другие схожие вещи, тематику. Например, скажем, тематику сталкинга. Как раз уникальным проект делают детали, а не схожести. Так вот, пусть "Олененок" про сталкинг, пусть это комедия, еще в главной роли Ричард Гедд – стендапер. Казалось бы, что было и много других сериалов про стендаперов. А в том-то и дело, что здесь как раз сыграло роль очень многое. Во-первых, сам Ричард Гетт – человек, который сочинил эту историю, человек, который пережил эту историю – личный фактор, безусловно, повлиял как минимум на то, чтобы внимание сосредоточилось на этом сериале. Ну а во-вторых, опять-таки детали – это бойкий монтаж", – сказал Никулин.
По его словам, в сериале также показаны серьезные проблемы и есть хороший юмор.
"Это действительно хороший юмор. Иногда даже черный юмор. Это серьезная проблематика, которая показана в жанре драмеди. Я думаю, что вот каждый из этих факторов по отдельности мог бы не сработать, а вместе – это идеальное сочетание, – сказал кинокритик.
По его словам, изначально, когда "Олененок" только вышел, популярность его была продиктована тем, что в социальных сетях и в роликах блогеров активно пошел тренд на цитаты из этого сериала.
"А сегодня, собственно говоря, social media – это социальные сети – главный двигатель рекламы, и поскольку молодежь, так называемые зумеры, обсуждали этот сериал, а он попал именно в аудиторию зумеров. Наверное, благодаря своему циничному черному юмору он и раскрутился. Сейчас идет вторая волна, и она как раз всегда отличается от первой не стихийностью, а уже некой рациональностью: подключаются те люди, которые что-то слышали и слышали конкретно о том, что сериал поставлен по реальной истории, – это вызывает двойной интерес", – рассуждает кинокритик.
По его мнению, "Олененок" – это "умное, пусть и снятое для Netflix, но тем не менее умное авторское кино". Критик указал на то, что здесь виден авторский почерк Ричарда Гэдда.
"Так вот, сегодня часто говорят, что авторское кино отличается от коммерческого большого кино как раз тем, что оно является своего рода арт-терапией. Оно поэтому называется авторским: автор прорабатывает свои проблемы, прорабатывает свои комплексы, страхи, воплощает это в сценарий. Это для него терапия и для других тоже, потому что личная боль каждого человека может стать общественной, иными словами, не нужно говорить за всех. Нужно рассказывать про себя, и в твоей проблеме какой-нибудь другой зритель увидит отражение своей", – размышляет Никулин.
Кинокритик назвал сериал "Олененок" проектом, рассказывающим о том, "что можно получать удовольствие и от сталкинга, и от рассказа о сталкинге, и от написания сценария о рассказе о сталкинге, и от сериала, который поставлен по сценарию рассказа о сталкинге".
"Здесь везде педалируется это удовольствие, но это болезненное удовольствие. Именно поэтому оно подано в формате иронии. Он не пропагандирует, что нужно смаковать это, а пропагандирует то, чем это может обернуться. Это страшно. Собственно говоря, сегодня все жанровое кино зарабатывает на чувствах, на смехе зарабатывают комедии, на ужасе и на страхе – ужастики, на напряжении зарабатывают триллеры. Собственно говоря, кино всегда оперирует человеческими эмоциями, а большое кино, коммерческое кино на них зарабатывает", – заключил Никулин.
Николай Никулин также оценил образ главного героя.
"Я бы сказал так: если мы говорим о городской культуре, то, наверное, первым, кто вывел такого типического персонажа городской культуры, а именно невротика, был Вуди Ален. И когда ты выводишь невротика в комедийном формате, в комедийном жанре – это, конечно, проще воспринимать. Особенно когда мы имеем дело с серьезными психологическими или психическими, если угодно, нарушениями. На эту тему нужно говорить очень осторожно, и, наверное, проще всего говорить с сатирическим ироническим уклоном, когда ты смотришь на себя, словно в зеркало, и смеешься, а потом задумываешься над вопросом: действительно, может быть и я похож на этого героя?" – размышляет Никулин.
По его мнению, в этом герой и похож на всех остальных.
"В остальном, он, конечно, необычен. Необычен своей харизмой, своим юмором. Не каждый, наверное, из нас может так шутить и даже ерничать над самим собой. Ну и, плюс, я бы не сказал, что сегодня каждый похож на героя, который и сам в какой-то момент получает удовольствие от того, что за ним следят. Это все-таки болезнь, и эта болезнь вряд ли романтизируется в этом сериале, потому что с 3-4 серии это превращается в ад, и скорее, это про то, как не надо делать. Такой сериал со знаком "осторожно", – говорит Николай Никулин.
Мнение психолога: герой увидел в сталкерше себя
Образы главных героев для РЕН ТВ также оценила практикующий психолог, семейный терапевт Мария Суворова. По ее мнению, сталкерша Марта склонна к преувеличению, фантазиям, много и ярко говорит, но на самом деле в душе чувствует себя очень уязвимой. Для психики героини человек, который сможет выслушать ее и, как ей кажется, понять, уже будет закрывать основную потребность.
"Для того чтобы запустить спусковой механизм – навязчивую склонность к преследованию, главный герой в силу своей неосведомленности использовал мощную технику сближения с ней – выслушал и, как ей кажется, поверил, разделил все, что она рассказывала", – комментирует психолог.
По ее словам, сталкерам сложно анализировать свое поведение, и надо понимать, что как бы красноречивы ни были сталкеры, склонность к преследованиям – это расстройство личности. Суворова указала, что сталкеров объединяет одно – желание обладать жертвой.
"Ощущение власти сталкер получает, нарушая личные границы и неприкосновенность частной жизни преследуемого, контролируя перемещение, провоцируя жертву на эмоции страха, отчаяния, чувство вины. Это может начинаться с безобидных записок, но, если человек не выстраивает или имеет слишком слабые личные границы, преследователь идет дальше и может быть очень опасен", – отметила психолог.
Мария Суворова порассуждала о том, почему действия главного героя производят впечатление, будто бы он нуждается в этой сталкерше.
"В тот период, когда он встречает Марту, он раздавлен, бесконечно употребляет алкоголь, не верит в себя и собственные силы, в возможность изменить жизнь. Он будто идентифицирует себя с каким-то отбросом, разрушая себя, втаптывает свое самоуважение. Стыд, пронизывающий Донни, связан с невозможностью найти в себе что-то, что он сам мог бы уважать. В жесткую систему его ценностей, которая сформировалась с детства, никак не может вписаться мужчина с опытом насилия, неудачник, у которого не складывается личная жизнь. Мы наблюдаем крах главного героя, полное несоответствие своему представлению о себе, требующему блестящей карьеры, быть мужественным, денег, славы", – указала психолог.
По ее мнению, похоже, что "жалость", которую он испытывает к Марте, как раз связана с тем, что он увидел в ней то же самое.
"И в то же время Марта даст ему то внимание, громкий смех в ответ на шутки, интерес к каждому его действию, которых ему не хватает. На краткий миг в лучах ее обожания он видит себя, каким он хотел бы стать", – делится своим мнением психолог.
Кроме того, Мария Суворова рассказала про манипуляцию, которую используют сталкеры и люди, склонные к абьюзивному поведению – это как сначала рассказ о собственных регалиях и значимости, а потом мощнейший для человека триггер из детства – похвала.
"Поэтому если вас часто и много хвалят незнакомые люди или начальство рассыпается в комплиментах – будьте внимательны – не хотят ли они нагрузить вас лишней работой или создать искусственную близость для быстрого сближения? Наш главный герой охотно и с удовольствием слушает в свой адрес комплименты и даже в какой-то момент начинает испытывать от них зависимость. В конце сериала мы ярко видим, как он жалеет сталкершу, переслушивает ее послания, так как с помощью них чувствовал себя значимым и нужным", – рассуждает психолог.
Как выход "Олененка" привел к развитию истории, по которой он снят
Зрители и журналисты нашли "настоящую Марту"
Ажиотаж, возникший вокруг "Олененка", привел к тому что и зрители, и журналисты начали активные поиски людей, ставших прототипами двух персонажей сериала, – самой Марты и сценариста Дэрриена О'Коннора, который обещал помочь начинающему стендаперу в карьере, а вместо этого жестоко использовал его, накачав наркотиками.
Сам Ричард Гэдд призывал не пытаться выяснить их реальные имена, но тысячи интернет-сыщиков пустились на поиски. Британскому режиссеру Шону Фоли даже пришлось публично объявить, что не он был прототипом персонажа по фамилии О'Коннор.
Чтобы найти самого вероятного прототипа Марты, понадобилось всего несколько дней. Ею оказалась шотландка Фиона Харви, считают СМИ. Сталкершу вычислили, когда сравнили сообщения Марты из сериала с твитами, которые в 2014 году в сети X опубликовала Харви, где упоминался Ричард Гэдд.
В одном из них она призывает подписчиков сходить на выступление комика и полюбоваться его "фантастической задницей". В другом, обращаясь к Гэдду, просит его "повесить занавески", намекая на секс. В сериале этот твит "отзеркален": уже Донни отпускает в пабе грубую шутку о том, что помогал Марте "повесить занавески" дома.
"Я жертва. Он написал обо мне кровавое шоу"
27 апреля 2024 года популярный британский таблоид Daily Mail опубликовал большой материал, посвященный прототипам героев сериала. В нем приведены несколько цитат из беседы с неназванной женщиной, которая тем не менее по описаниям удивительно похожа на Фиону Харви.
В самом начале статьи репортеры отмечают, что заявление Гэдда о том, что при написании сценария "Олененка" он защитил личность реальной женщины, изменив ключевые детали, только сбивает с толку. Особенно если учесть, что и она, и героиня шоу – шотландки, обе изучали юриспруденцию в университете, обе более чем на 20 лет старше Гэдда и обе используют в своей речи и письме крайне сексуализированные выражения.
Выяснилось, что женщине, с которой поговорили репортеры издания, – 58 лет, она живет в муниципальной квартире в центре Лондона на 30 фунтов стерлингов в неделю. Их собеседница пожаловалась, что стала жертвой буллинга со стороны фанатов Гэдда, получая от них угрозы и оскорбления. Не забыла уколоть и самого Ричарда.
"Теперь он использует "Олененка", чтобы преследовать меня, – заявила она. – Я жертва. Он написал обо мне кровавое шоу".
Интересно, что в этой беседе неожиданно всплыла тема пресловутых "занавесок". Женщина упомянула о них, когда вспоминала свои первые встречи с Гэддом в пабе Hawley Arms.
"Он сказал: "Могу я починить ваши занавески?" Это эвфемизм для выражения "Я хочу переспать с тобой", – уточнила она.
Кроме этого, в интервью женщина оспаривала некоторые элементы драмы. В телешоу Марта дает Донни прозвище "Олененок", потому что, по ее словам, он напоминает ей плюшевого олененка, который был у нее в детстве – с "большими губами, огромными глазами и милейшей маленькой попкой".
Но Daily Mail женщина заявила:
"У меня никогда не было игрушечного олененка, и я бы не стала разговаривать с Ричардом Гэддом об игрушке из детства".
Для зрителей такой поворот становится захватывающей интригой, отметил таблоид.
"Настоящая Марта" появилась на телешоу
12 мая 2024 года "настоящая Марта", Фиона Харви, появилась в студии британского ведущего Пирса Моргана. Она подтвердила, что ей 58 лет, что она живет в Лондоне и работает юристом.
В 54-минутном интервью Харви утверждала, что не смотрела "Олененка", но в то же время опровергла многое из показанного в сериале: в том числе преследования Гэдда, нападение на его девушку, разгром паба, угрозы родителям комика. Она настаивала, что общалась с Ричардом всего пару месяцев, он никогда не поил ее бесплатно, и она не отправляла ему безумное количество сообщений.
Также Харви сказала, что обвинения в сталкинге вредят ее профессиональной репутации и назвала Гэдда "женоненавистником, зарабатывающим на ее страданиях".
В свою очередь, психолог Мария Суворова в комментарии РЕН ТВ выразила мнение, что сталкерша вполне может воспринять факт создания шоу как надежду на взаимность со стороны Гэдда.
"Вполне. Еще раз повторюсь: сталкинг – это расстройство личности, поэтому во многих странах есть регламент, который не позволяет приближаться к жертве, и прочие законодательные лишения", – сказала эксперт.
Сам комик в одном из последних интервью заявил, что больше не собирается давать комментариев о прототипах героев "Олененка". И еще раз попросил воспринимать сериал исключительно как художественное произведение.
"Если бы я хотел, чтобы все знали, кто эти люди, я бы снял документальный фильм", – отметил Ричард Гэдд.