Version: 0.1.0

Голливуд на службе ЦРУ: как власти США используют кинематограф

Как власти США используют голливудские фильмы в политических целях

В США рассекретили архивы о связях ЦРУ и Голливуда. Судя по документам –а это четыре тысячи отчетных страниц, – американские спецслужбы и Пентагон на протяжении многих десятилетий формируют нужную повестку с помощью Голливуда. ЦРУ приложило руку к созданию более чем 800 блокбастеров.

Какие всемирно известные киноленты снимали по заказу Центрального разведывательного управления? Расскажет программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.

В чем обвиняют создателей "Оппенгеймера"

Американская киноакадемия признала "Оппенгеймер" лучшим фильмом 2024 года. Кроме того, картина получила еще шесть "Оскаров" за режиссуру, актерскую игру первого и второго плана, операторскую работу, монтаж и саундтрек. "Оппенгеймер" – биографическая драма, повествующая о физике Роберте Оппенгеймере, создателе американской атомной бомбы.

Политологи, далекие от индустрии развлечений, восторгов киноакадемиков не разделяют. По их мнению, "Оппенгеймер" – это попытка с помощью Голливуда оправдать вероятное применение ядерного оружия в отношении врагов США. "Отец атомной бомбы", как называли Роберта Оппенгеймера, поддерживал бомбардировку Хиросимы и Нагасаки ради капитуляции Японии.

"Этот фильм по большому счету актуализирует тему возможной ядерной войны. Какие переживания были у автора "Манхэттенского проекта" господина Оппенгеймера, как постепенно он пришел к тому, что начал ратовать за применение ядерного оружия, в том числе против гражданского населения. То есть из статуса ученого он в каком-то смысле перешел в статус идеолога ядерной войны", – рассказал кандидат социологических наук, профессор Дмитрий Соин.

Помимо Японии, с которой Америка ведет войну, в роли злодеев в "Оппенгеймере" выступают коммунисты и Советский Союз. Премьера картины Кристофера Нолана состоялась в июле 2023 года, а год спустя президент Джо Байден представил новую ядерную стратегию США. Она направлена на увеличение арсенала, его модернизацию и сдерживание основных конкурентов – России и Китая.

"Я думаю, мы слишком близко подошли к потенциальному ядерному конфликту. Эта опасность витает в воздухе с 1949 года. Риск начала новой гонки вооружений существовал всегда, сейчас она возобновилась", – сказал внук Роберта Оппенгеймера, Чарльз Оппенгеймер.

США вмешивались в работу над 800 фильмами

Истинный масштаб влияния американских спецслужб на киноиндустрию стал известен благодаря писателям Тому Секеру и Мэтью Элфорду. Они подали запрос в Пентагон и в ЦРУ и получили 4 тысячи страниц спешно рассекреченных документов. Из них следовало, что силовые ведомства тайно работали более чем над 800 голливудскими блокбастерами. Среди них фильмы о Джеймсе Бонде, "Солт", "Игры патриотов".

"Голливуд формирует тренды, он формирует моду, он формирует отношение к тем или иным социальным, религиозным, экономическим процессам", – заметил Соин.

Как военные курировали съемки фильма "Крылья"

Впервые использовать "фабрику грез" в своих целях начали не спецслужбы, а военные. В 1927 году на экраны США вышел фильм "Крылья" о двух летчиках, влюбленных в одну девушку. В съемках задействовали 300 пилотов. Процесс курировали представители министерства обороны: они настаивали на собственном видении воздушных боев и постоянно ссорились по этому поводу с режиссером картины Уильямом Уэллманом.

Несмотря на конфликт режиссера с военными бюрократами, успех картины превзошел все ожидания. На протяжении 63 недель "Крылья" оставались лидером проката, а также стали первой кинолентой в истории, получившей "Оскар" в номинации "Лучший фильм". Так появилась практика "взаимной эксплуатации": военные предоставляли киношникам технику, оборудование и финансирование, а те взамен помогали формировать на экранах положительный имидж армии США.

"Пентагон увидел эффективность сотрудничества с Голливудом, и это начало развиваться по нарастающей. Дело в том, что война во Вьетнаме вылилась в серьезное психологическое потрясение для американского общества, и она запустила мощное антивоенное движение. Имидж армии стал падать. Пресса писала о преступлениях американской военщины", – отметил социолог.

"Топ Ган": почему американцы уходили в армию прямо из кинотеатра

Во время вьетнамской войны "фабрика грез" заработала на полную мощность. На экраны один за другим выходили пропагандистские ленты, но особым успехом у зрителей они не пользовались. В частности, фильм "Зеленые береты" подвергся резкой критике за ярую пропаганду войны. Причем критиковали его и сами американцы.

А вот фильм "Топ Ган" с Томом Крузом в главной роли, вышедший почти 20 лет спустя, своей цели достиг. Картина увеличила число добровольцев в ВВС США в пять раз и до сих пор считается самым успешным вербовочным фильмом.

"Фильм был построен настолько реалистично, что даже использовались реальные запуски ракет, применение реального боевого оружия. Эффект был потрясающим. В качестве эксперимента вербовщики Пентагона находились прямо в кинотеатрах. И молодые люди, выходя из зала после кинопросмотра, подписывали контракты на службу в вооруженных силах США", – рассказал эксперт.

Чем фильм "Железный человек" выгоден для властей США

ЦРУ тоже не упускало возможности воспользоваться услугами Голливуда. Блокбастеры для разведки были не столько способом улучшить свой имидж, сколько оружием в идеологической войне. Голливудские фильмы стали главными "амбассадорами" американской мечты по всему миру.

"В Америке стремились показать, что у капитализма есть такое гуманистическое лицо, что Америка создает внутри себя возможности для того, чтобы стать состоятельным, самодостаточным, богатым и успешным человеком. И вот из этого народного капитализма как раз выросла одна из таких ключевых идеологий США, которая называется "американская мечта", – отметил Соин.

Одним из первых кинозащитников "народного капитализма" был Тони Старк. Легендарный "Железный человек" появился на страницах комиксов в 1963 году – именно для того, чтобы внедрить в сознание американцев образ "бизнесмена с человеческим лицом". Старк сначала сражался с коммунистами, а потом защищал Америку плечом к плечу с простыми солдатами.

"Железный человек" должен был продемонстрировать зрителю, что на изломах истории, в ситуациях, когда возникает угроза Соединенным Штатам Америки, в одних рядах оказываются и крупные бизнесмены, успешные люди, и простые граждане, которые бок о бок с оружием в руках отстаивают ту самую американскую свободу", – говорит кандидат социологических наук.

Тайны фильма "Цель номер один"

Когда холодная война закончилась, руководство ЦРУ решило, что пришло время улучшить и собственный имидж. На экранах стали появляться картины о буднях привлекательных и загадочных разведчиков. Одним из самых успешных проектов стал шпионский сериал "Родина".

Официально сотрудничество Голливуда и ЦРУ ограничивается консультациями. Но порой советники из разведки заходят гораздо дальше, как в случае с фильмом Кэтрин Бигелоу "Цель номер один". Это лента об охоте на Усаму бен Ладена. Картина настойчиво продвигает мысль, что террористы – не люди, их можно и нужно пытать. Многие эксперты увидели в этом попытку оправдать садистские действия американских военных в тюрьмах Гуантанамо и Абу Грейб.

"Съемки фильмов про ЦРУ подразумевают очень жесткую цензуру. И были неоднократно случаи, когда уже из готовой ленты вырезались те или иные сюжеты или фрагменты, потому что они компрометировали центральный разведуправление. Очень любопытный момент в фильме "Цель номер один" была вырезана сцена, где показан пьяный сотрудник ЦРУ. Но так как это имиджевый момент, он был вырезан", – сказал Соин.

"Операция Арго": героем сделали агента ЦРУ вместо канадца

Магия Голливуда заключается в том, что любой художественный вымысел миллионы зрителей по всему миру начинают воспринимать как историческую правду. Власти США научились использовать этот эффект киноиндустрии в интересах своих интересах.

В фильме "Операция Арго" об иранской революции американских дипломатов спасает агент ЦРУ Тони Мендес в исполнении Бена Аффлека, а вовсе не канадский посол Кен Тейлор. А ведь именно он, рискуя жизнью, укрывал дипломатов от разъяренной толпы в собственном доме. Но благодаря "фабрике грез" для зрителей настоящие герои – Бен Аффлек и Центральное разведывательное управление.

Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.