Version: 0.1.0

"Арктический гектар": как работает программа освоения Русского Севера

За последние два года россияне все больше интересуются возможностью получить землю на севере страны.

Вопрос освоения земель до сих пор сверхактуален для нашей страны. Посмотрите на эту карту, которая отображает плотность населения России. Больше половины территорий практически не заселены. И это, согласитесь, создает определенные риски. Власти пытаются изменить ситуацию, в том числе давая возможность практически бесплатно приобрести землю на территориях, которые многие ошибочно считают недоступными. Специальный репортаж корреспондента РЕН ТВ Валентина Трушнина продолжит тему.

Один день в пути – и ты в другом мире

От Москвы до ближайших ближайших самых южных арктических гектаров 1200 километров, 13 часов по навигатору, с прицепом вышло чуть дольше, но все равно, один день в пути, и ты в другом мире. Карелия, турбаза Уросъярви.

Илья Денисов – представитель абсолютно нового для России сословия: крупный землевладелец из простого народа. На берегу озера у него три гектара, он получил их на себя, жену и сына, заявление на сайт он подготовил заранее и подал в первую секунду старта программы "Арктический гектар".

Есть несколько способов доказать, что участок осваивается и получить его в собственность: можно построить дом или начать зарабатывать на туристах. Илья сделал и то, и другое. У него семь домиков, простые, без особой отделки, но они никогда не пустуют. А в начале все считали его затею авантюрой.

Русский север, несмотря на свою красоту, пустует. Плотность населения Карелии чуть меньше трех человек на квадратный километр, в соседней Финляндии этот показатель в шесть раз больше. Одна из целей программы – задержать здесь таких как Илья, деятельных и инициативных, а еще лучше, вернуть тех, кто уехал.

Карелия, город Кемь, это здесь Павел Лунгин снимал свой фильм "Остров" , вот только деревянная часовня недавно сгорела. И в ста метрах от бывшей съемочной площадки, на берегу Белого моря свой гектар получила Оксана Кроткович.

"Я много лет в Кеми жила. По воле случая я сюда вернулась, позже узнала о гектаре, когда я поняла, какой у меня участок, я уже никуда не хочу переезжать, мое место тут", – объяснила женщина.

Это действительно работает на уровне подсознания, становясь собственником земли, человек даже думать начинает иначе, как хозяин. Оксана радикально изменила жизнь, бросила работу в Москве и погрузилась в стройку.

В прошлом году русский север посетило больше миллиона туристов, но его потенциал по-настоящему все еще не раскрыт. "Арктический гектар" открыл двери в этот бизнес для тех, кто раньше ни о чем подобном не думал.

"Мы ездили, искали гектары, не просто на карте смотрели, руками, ногами обходили", – рассказала другая участница программы.

Мария Москаленко взяли с подругой по гектару, написали бизнес-план и получили государственные субсидии, которые покрыли большую часть расходов. Хватило и на глемпинг, и на сапстанцию. То есть им не только дали землю, но и деньги на развитие.

"Пять миллионов. На сапстанцию миллион и сюда. Таких программ очень много. Люди всегда спрашивают, когда узнают, что у меня гектар: а правда бесплатно? Да, правда бесплатно", - добавила женщина.

Спрос превышает предложение

За последние два года россияне, что называется "распробовали" не только Карелию, но и Кольский полуостров. Спрос превышает предложение. Отели забиты, это мы на себе испытали. Туристов влекут белые ночи, северное сияние, поморская кухня, в общем экзотика, которая буквально под ногами. Здесь можно прямо на берегу собрать мидии. А затем приготовить их в винно-лимонном соусе. На вкус – не хуже, чем в ресторане.

В 2021 году бесплатный гектар в районе полярного круга давали только местным. Через полгода участником программы смог уже стать каждый житель России. За это время правом воспользовались десятки тысяч человек. Одна из главных проблем новых землевладельцев – транспортная доступность. Проехав километров двадцать по бездорожью, мы попадаем в заброшенную деревню на севере Карелии.

"Я почему так уверенно кричу "Сергей"? Потому что в этой деревне живет только один человек и его зовут Сергей", – объяснил корреспондент.

Всю жизнь он занимался бизнесом, искал себя, а нашел только здесь. Сергей Максаков счастлив в этой тишине, среди заброшенных изб и суровой природы. И ни души в радиусе нескольких десятков километров.

"Я, когда первый раз ночевал, на вторую ночь мне уже цветные сны снились. Я понял, что это мое место", – рассказал мужчина.

Дороги сюда нет и не будет

Как далеко готовы зайти люди в стремлении удалиться от цивилизации, мы увидели позже, уже в Мурманской области. Лодка, которую мы взяли с собой, пригодилась.

"Арктический гектар раздают даже в тех местах, куда нет обычных сухопутных дорог и мы сейчас едем в такое место", – сообщил корреспондент.

Сорок минут – и мы на диком песчаном пляже. Красиво, но дороги сюда нет и не будет. Вот так же, на лодках и катерах собственники этих участков будут доставлять сюда стройматериалы.

"И ведь находятся люди, которые готовы здесь жить, что-то строить, несмотря на всю вот эту сложную водную логистику", – добавил журналист.

Наш гид Сергей Павлюченко знает все про Арктический гектар, так как ведет одноименный Telegram-канал.

"Вот смотрите, здесь вся первая линия разобрана. Первая линия – 50–70 метров. Все, что за ними – свободно, уверен, что это будет жемчужина из всех вариантов, но это относительно еще близко, если куда-то удаленно посмотреть – там тоже есть очень крутые места, озера с чистейшей водой, с пляжами", – отметил Павлюченко.

Красота стоит того

Стать хозяином гектара можно в Ненецком и Ямало-Ненецком округах, республиках Карелия и Коми, Архангельской области и Красноярском крае. Но, пожалуй, самые красивые и самые труднодоступные участки в Мурманской области – на берегу Баренцева моря, в заливе Ура-Губа.

"Предполагается, что оттуда будет спуск, пирс, выход к морю с низин", – объяснил Павлюченко.

С воды не подойдешь – скалы. Со стороны суши – болота. Пытаемся проехать через них на квадроцикле, и, конечно, застреваем в жидкой трясине. С трудом, но выбираемся из болота. Здесь не проедет ни один самый подготовленный внедорожник. Осваивать эти земли можно только с помощью спецтехники. Но красота, которая открывается с вершины скалы, стоит того.

"Вся эта скала – это уже чье-то. Это чей-то арктический гектар. И со временем здесь, наверное , здесь появится гостиница с шикарным видом на залив", – сообщил Трушнин.

Строиться в таких местах сложно и дорого. Поэтому государство помогает. Арктическая ипотека – всего 2% годовых. А еще предусмотрены всевозможные субсидии на строительство.

"У нас выдавали субсидии от миллиона до полутора миллионов на строительство. Мне выдали миллион здесь как гектарщику. А полтора – это участники СВО, многодетные, учителя, медики", – объяснил участник программы Алексей Полевой.

Проблема в том, что лучшие участки разобраны, но не все осваиваются. Где-то из-за отсутствия дорог и коммуникаций. Где-то люди просто брали землю пока дают. В министерстве развития Дальнего Востока и Арктики все эти нюансы учли и готовят перезапуск программы – "Арктический гектар 2.0".

"Мы хотим переходить к заранее спланированным поселкам, мы хотим давать еще более удобные инструменты, объединять людей. Наша задача дать людям конструктор, инструментарий", – заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Во многом этот подход напоминает освоение Сибири. Тогда всем желающим тоже раздавали землю и помогали встать на ноги. И это сработало.

"Арктический гектар": как работает программа освоения Русского Севера