Version: 0.1.0

Просилась в СССР: какие связи скрепляют союз России и Монголии

Андрей Добров – о том, что может символизировать очередной визит Путина в Монголию.

Перед поездкой на ВЭФ Путин посетил Монголию. Наши СМИ так много говорили об этом, что казалось, что Путин чуть не впервые там побывал. Но это не так. Путин приезжает в Монголию раз в пять лет. Начиная с 2009-го. А потом каждые пять лет. Именно в эти дни там празднуют день победы на Халхин-Голе. В 2019-м там поставили четырехметровый памятник маршалу Жукову. Вернее, маршалом он стал потом, а вот тогда Жуков впервые командовал частями Красной армии. И его имя появилось в советских газетах. Ведь если бы не русские войска и авиация, то Монголия, скорее всего, пала бы перед японскими солдатами еще осенью 1939-го. И если бы не упорство монголов, вставших плечом к плечу с нашими, японцы бы потом пошли и на нашу границу, атаковав Иркутск.

Японцы на американских грузовиках, купленных за английские фунты. Да, уже тогда эти страны финансировали врагов России. И СССР вел бы уже две войны: против немцев на Западе и против японцев на Востоке. Но никто не говорит сейчас об этом. Говорят об экономике, о "Северном потоке – 2", об угле, о Китае, о металлах, о западных компаниях, которые хотят получить на них все права, это все так. Но как часто мы за экономикой не видим реальной геополитической судьбы. История связывает Россию и Монголию странной крепкой связью. 800 лет назад монголо-татары пришли на Русь с войной и покорили эти земли на 300 лет. А потом наши в 1921-м признали Монголию как суверенное государство. Не только признали, но и помогли выстоять. Подробнее – в программе "Добровэфире".

"Наша шестнадцатая республика"

Наша шестнадцатая республика. Так во времена Советского Союза называли Монголию. Монголы и сами хотели стать частью СССР. В 1944-м правительство Монголии официально подало запрос на вступление в Союз, но мы были вынуждены отказать, чтобы не портить отношения с Китаем. Несмотря на отказ, монголы остались нашими союзниками в войне. Вот только некоторые цифры их помощи:

  • 500 тысяч тонн мяса;
  • 700 000 голов крупного рогатого скота;
  • 5 000 000 голов мелкого рогатого скота;
  • 65 000 тонн шерсти;
  • 500 000 монгольских лошадей;
  • 2 500 000 советских рублей;
  • Свыше 300 килограммов золота.

К 44-му году Монголия в товарном и денежном выражении передала СССР три своих годовых бюджета. После победы уже мы начали помогать монголам, в первую очередь, в подготовке их технических и финансовых специалистов.

"Основная система подготовки в Советском Союзе шла через Иркутский институт народного хозяйства. То есть, это был как бы костяк инженерный, банковский, торговый, экономисты там готовились и так далее", – заявил профессор НИУ ВШЭ и МГИМО МИД России Сергей Лузянин.

Силами железнодорожных войск СССР в 1956-м была построена Трансмонгольская магистраль – 950 километров железных дорог, соединивших Советский Союз и Монголию с Китаем. Расстояние, которое монголы преодолевали на лошадях за 15 дней, поезд проходил за сутки.

"Вклад был и достаточно существенный. Фактически, строительство новых с нуля транспортных артерий, прежде всего, Улан-Батор. Железная дорога, начиная с первой узкоколейки и заканчивая уже ее полным масштабно-форматным строительством", – отметил Лузянин.

При поддержке СССР и социалистических стран Монголия в 1961 году стала членом ООН. И как бы ни хотелось западным странам, связь между нашими государствами не была утрачена за прошедшие годы. И сегодня в столице Монголии множество вывесок на кириллице, а административные и культурные здания в советском стиле – главное украшение Улан-Батора. В Москве же на Поклонной горе монумент – две монгольские лошади, которые тянут орудие по фронтовому бездорожью.

Россия снова "возвращается" в Монголию

Тот памятник, к которому Путин на этой неделе возложил венок, был поставлен в Улан-Баторе еще в 1981-м году, когда наша армия еще стояла в Монголии. А потом пришел конец восьмидесятых. И это было время нашего отступления. Мы почему-то никогда не вспоминаем вот что: в 1988-м СССР начал вывод своих военных частей из Афганистана. В 1991-м из ГДР. А между этими датами, в 89-м, был вывод войск из Монголии. Мы сдали все. Мы отказались от прошлого. И, значит, от будущего тоже.

И неудивительно, что потом начала распадаться и наша страна. А Запад был уверен, что с Российской империей или с СССР теперь вообще все. Теперь разделяй и властвуй.

Но впервые Путин поехал в Монголию в 2009-м. Через два года после Мюнхенской речи. Потом в тот год, когда Крым вернулся в Россию, в 2014-м. В 2019-м он впервые возложил венок к памятнику Жукову. А в этот раз пригласил президента Монголии приехать на 80 лет победы в Москву. И вот, когда мы говорим про то, какие экономические соглашения подписали в этом году, у нас все время подписывают какие-то экономические соглашения. Но мы видим, что для президента эти поездки стали уже традицией. Почему никто не проанализировал вот эту традицию? Что она значит?

С момента, когда Путин заявил в Мюнхене о том, что мир перестает быть однополярным, он, вероятно, впрямую начал восстанавливать тот русский мир, который мы потеряли в 91-м. И вот, например, эти визиты в Монголию обозначают, что Россия с 2009-го снова берет Монголию под свое крыло. Независимое и суверенное государство, конечно. Но которое всегда сможет опереться на русское плечо.

Просилась в СССР: какие связи скрепляют союз России и Монголии