Сертификат на преступление: как контрафакт попадает на прилавки
Аналитики опасаются, что при "дорогих деньгах" малый и средний бизнес может попросту не выжить. Тогда возникает вопрос, кто будет создавать то самое предложение, которое удовлетворит растущий спрос. Есть еще одна опасность существующего разрыва, причем прямая для каждого из нас – рынок все больше заполняется откровенным контрафактом, но продавцов уличить в обмане крайне сложно. Ведь даже у самых дешевых подделок есть все необходимые документы. Корреспондент Наталья Графчикова в сюжете РЕН ТВ провела расследование и выяснила, как вполне легально выдаются сертификаты на настоящее преступление.
Пропуск в мир большой торговли
Обувь рвется, техника ломается. От стирального порошка на коже сыпь. Доля контрафакта на российском рынке достигает 40%, но у каждой подделки есть гарантия качества – сертификат соответствия, пропуск в мир большой торговли.
Съемочная группа "Известий" на производстве бытовой химии. Экскурсию проводит Ильяз, совладелец бизнеса.
Заявляют европейские ингредиенты, но на всех бочках надписи "сделано в Китае". Среди грязи и плесени разливают гипоаллергенный детский гель для стирки.
– Краситель сами делаете?
– Да, по граммам.
Из одной бочки получаются все известные бренды, разные только отдушки.
У компании есть и собственная торговая марка, но не она, судя по всему, приносит основную прибыль.
– Внутри тот же самый "Доместос", хлоридная основа.
– А продавать его как "Доместос" можно?
– Конечно! Вот есть бутылка из-под "Ласки", два литра.
– То есть, если мы привезем этикетки, вы их наклеите?
– Можем, да.
Когда начинаем задавать неудобные вопросы, Ильяз меняет показания.
– В чем проблема, я не могу понять?
– Так вы же сами предлагали наклеить этикетки. Все в одной бочке получается, просто разные отдушки добавляются. Такая уникальная технология?
– Мы получили все сертификаты, у нас есть все документы.
И это, скорее всего, правда. Другой вопрос – как был получен документ, без которого нельзя торговать.
Сертификаты продают без проверки товара
Сертификация подтверждает, что продукция отвечает установленным нормам. Проверке подлежит широкий спектр товаров: от игрушек для детей до текстиля. Без заключения специалистов продавать это нельзя, но ведь продают и покупают.
"Зудело очень сильно, чесалось, были волдыри", – рассказывает пострадавшая от контрафакта.
"В нос бьет устойчивый запах клея", – показывает кроссовки мужчина.
"Она прямо с кожей отдирается", – жалуется девушка на маску для лица.
На все это тоже были сертификаты соответствия, которые оформляют специальные фирмы. Таких контор в стране около 3,5 тысяч.
Компания из Санкт Петербурга. В переписке мы спросили, можно ли оформить сертификат без предоставления образца.
Менеджер встречает нас с улыбкой. Сразу говорим, что у нас партия кроссовок, экспертизу они не пройдут – качество плохое. Но для этого центра сертификации нет преград.
"У нас лаборатория достаточно много накопила уже образцов в своем арсенале. Поэтому она свой образец предоставит, а вам ничего не нужно будет отправлять. 25 тысяч рублей и на 5 лет", – говорит сотрудница петербургской компании.
На сертификации зарабатывают миллионы
Фактически в лабораторию отправят другой товар, но сертификат соответствия мы получим и сможем торговать. В плюсе и клиенты конторы, и ее топ-менеджмент. Выручка от продаж за год почти 200 миллионов рублей. Гендиректор Андрей Сытник, судя по фотографиям в соцсетях, солидную часть дохода тратит на путешествия по райским островам и поддержание спортивной формы.
"Какой ужас". Я не готов общаться ни на какие темы, кроме своего досуга", – заявил Андрей Сытник.
Наши журналисты вели переговоры и переписку более чем с 30 компаниями. И почти каждая готова была оформить нам сертификат за сутки, хотя за такой срок провести экспертизу невозможно.
"Мы органолептически, визуально смотрим в микроскоп – то есть какие в материале присутствуют виды волокон, и составляем гипотезу. После мы эту гипотезу уже проверяем химическим растворением. Вот это сейчас горит стопроцентная вискоза", – заявил Дмитрий Гузов, гендиректор инновационного центра текстильной легкой промышленности.
Так скрупулезно должен исследоваться каждый образец каждой партии, но в реальности львиная доля товаров экспертизу не проходит.
Преступные схемы
В центре сертификации в Подмосковье с годовым оборотом в 60 миллионов рублей нам предлагают оформить сертификат и вовсе без образцов. С лабораторией договоренность есть.
– Они не испытывают, но они все на бумагу заносят, – говорит сотрудница центра.
– А фото товара нужны?
– Нет.
– А как они соглашаются без образца? Нормально все? Проблем не будет?
– А такой поток, они не успевают.
Вот только доказать, что экспертиза по факту не проводилась не так-то просто. В лабораторию посторонним вход запрещен.
На экспертизах компания "Трансконсалтинг" – именно с ней якобы сотрудничает фирма по сертификации – зарабатывает почти 300 миллионов рублей в год. Сотрудники лаборатории отказались отвечать на вопросы нашего корреспондента и сбежали.
– Вы кем работаете здесь? Куда вы уходите? Скажите, а на самом деле проводят испытания? А почему у вас все эксперты в лаборатории такие необщительные?
"Нужны масштабные проверки испытательных лабораторий, которые в открытую уже, не стесняясь, в открытую предлагают продажу сертификатов", – заявил Андрей Недзвецкий, председатель правления Московского общества защиты потребителей.
Еще одна схема от столичной конторы, расположенной на проспекте Вернадского. Стол менеджера завален документами, которые еще не забрали клиенты. Все бумаги оформлены через страны, входящие в Таможенный союз.
"У нас в России Киргизия принимается. По крайней мере, пока никаких вопросов не возникает", – говорит сотрудница компании.
Согласно заключению, товар прошел экспертизу в Киргизии, но на самом деле образцы там никто не видел. Зато эту "филькину грамоту" примут у продавца где угодно.
Может быть, поэтому гендиректор компании Александр Авдеенков от нашей съемочной группы буквально убегает.
– Нам в вашей компании предложили за 45 тысяч оформить сертификат соответствия без экспертиз без всяких, – говорит корреспондент.
– До свидания, – говорит гендиректор центра сертификации Александр Авдеенков.
Цена не гарантирует качество
И даже в дорогих магазинах зачастую не могут доказать легальное происхождение товара. По QR-коду – не документ соответствия, а сайт продавца, где заявлено, что сумки из США. Это не более, чем маркетинговая уловка. Которую особенно часто используют на интернет-площадках. С помощью все тех же контор-посредников в описание внесут любые данные. Например, туалетная вода якобы из Франции на самом деле выпущена на подмосковной фабрике, "парфюмеры" курят на крыльце прямо в одноразовых шапочках.
– А какие тут бренды?
– Разные. У нас недорогие бренды.
При этом сам производитель честно сообщает: сделано в России. Обманывают перекупщики, которые заходят на онлайн-платформы в поисках быстрой прибыли.
Реально работающих механизмов, которые позволяли бы изъять некачественную продукцию, просто нет. Фактически любой может закупиться оптом и, получив сертификат за 15–20 тысяч рублей, выйти на рынок.
Самый выгодный сегмент – все та же бытовая химия. На подмосковном производстве нам продали 15 литров ополаскивателя и средства для мытья посуды за тысячу рублей.
"Шампунь стоит тысячу, я оптом вам отдам. В розницу стоит 500", – говорит мужчина.
Бизнесмен Давид, у которого даже ИП недействующее, готов поставлять товар в любом объеме. Оплата наличными.
Система сертификатов соответствия создавалась для защиты потребителя от некачественного товара. Но в итоге документ, гарантирующий соблюдение установленных норм, сам стал ходовым товаром, который открывает перед контрафактом все двери.