Опоры для глобального большинства: РФ укрепляет позиции в энергетике
На зиму пытались списать свои поражения практически все, кто начинал войну с нами. И Наполеон, и Гитлер. Дело, конечно, не в погоде, а в нежелании думать хотя бы на несколько шагов вперед, и не только с военной точки зрения. Взять ту же энергетическую сферу и масштабные санкции против нашей страны, которые в итоге обрушили европейскую экономику. Но ведь все равно не унимаются, а потом будут жаловаться на применение климатического оружия.
На днях Бельгия, которая до недавнего времени оставалась крупнейшим импортером российского СПГ, призвала полностью запретить его поставки. Обратите внимание на любопытную статистику, которую приводит Financial Times. Оказывается, несмотря на все рестрикции, российский сжиженный газ весьма охотно покупают не только Бельгия, но также Франция и Испания. Причем в последние два года поставки выросли в два раза. Причина понятна: российское топливо дешевле. Но отмороженные политики с маниакальным упорством готовы рубить сук, на котором сидят. И ладно бы, это был общий сук с Россией. Тогда хоть как-то можно было бы понять суицидальные наклонности, но нет. В отличие от Запада, мы не превращаем энергетику в оружие и именно поэтому выиграли экономическую битву, которая приобрела глобальные масштабы.
Подробнее – в репортаже корреспондента РЕН ТВ Николая Иванова.
Протесты и кризис на Западе
Европа – на грани. В Великобритании ждут рекордного роста цен на коммуналку. Во Франции вновь протесты, в то время как Макрон в Нью-Йорке проводит время в обнимку с канадским премьером Джастином Трюдо. Хуже всего дела у Германии, недавнего флагмана европейской экономики. Химический гигант BASF готовится закрыть производства, автоконцерны переводят цеха в США.
"Нам нужны конкурентоспособные продукты, нам нужно вернуть себе технологическое лидерство", – заявила председатель производственного совета Volkswagen Даниэла Кавалло.
А оно невозможно без дешевых энергоресурсов. На протяжении десятилетий их поставляла Россия и продолжает работать в том же ключе, но уже с надежными партнерами.
Глобальное большинство ищет новые опоры
Москва, "Российская энергетическая неделя", 4000 участников из более чем 50 стран. Президент РФ Владимир Путин заявляет: у Запада было все для успешного сотрудничества – инфраструктура, логистика, технологии. Но в Вашингтоне и Брюсселе перестали считаться с остальным миром.
"Западные элиты полагали, что могут перекрыть доступ к этим услугам тем странам, которые неугодны им в политическом плане. Мотив очевиден: Запад не хочет конкуренции, потому что не справляется с ней, проигрывает часто в условиях честной борьбы", – сообщил президент России Владимир Путин.
Ровно два года рухнули основы энергетической стабильности, были подорваны "Северные потоки", разрушены связи между Россией и Европой. Штаты подсадили регион на свой СПГ. В итоге глобальное большинство ищет новые опоры и находит их здесь, в Москве.
"Структура глобальной энергетики меняется, как и многополярный мир. Его представители – здесь, на форуме в Москве. Еще на этапе создания БРИКС именно сотрудничество в сфере ресурсов называли самым перспективным", – сообщил корреспондент Николай Иванов.
Гости объясняют: на энергетическом рынке важно доверие.
"Необходимо, чтобы страны БРИКС делились своим опытом в области разработки и в области производства", – сообщил министр энергетики Ирана Аббас Алиабади.
"У нас были партнеры на Западе. Они говорят одно, делают другое. А Россия выстраивает нормальные отношения", – подчеркнул представитель Торговой палаты Республики Чад Абдулай Махамат.
Монголия будет получать часть дешевого газа, который пойдет из России в Китай. Газпром договорился с Ираном о поставках топлива. Европа же по-прежнему намерена полностью избавиться от наших энергоносителей к 2027 году.
"Если наши ранее традиционные покупатели решили отказываться от наших относительно дешевых энергоносителей и решили перейти на более дорогой ресурс, ну что же, это их выбор", – заявил президент РФ Владимир Путин.
Новые рынки сбыта
По экспертным оценкам, в 2021 году Германия покупала газ из России по цене 274 доллара за тысячу кубометров. Сейчас берет у норвежцев по 420. Доля российского газа в европейском импорте снизилась в три раза. Но до сих пор его, видимо, скрепя сердце, покупают Франция, Бельгия, Испания, Нидерланды.
"Многие наши западные коллеги любят говорить, что они, например, избавились от российских источников энергии. Это один из самых громких фейков, потому что они продолжают вести этот бизнес", – отметил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто.
Россия нашла новые рынки сбыта. По Северному морскому пути, включая его большой контур, с захватом ключевых портов страны, по Восточному полигону – БАМу и Транссибу – идут нефть, СПГ, уголь.
"Поставки энергоресурсов из России позволят дружественным странам сдержать рост импортных цен, обеспечивать свою энергетическую безопасность и экономическую устойчивость, формируя полноценные научные и производственные цепочки", – сообщил Путин.
Россия дает не только сырье, но и технологии. Как, например, "Росатом". Он строит АЭС в Турции, Египте, Индии, Китае, Бангладеш, Венгрии.
"Самое главное, что "Росатом" может предложить глобальном Югу технологический суверенитет. Мы создаем отрасль глубоко локализованную, дающую импульс к развитию не только техники, но и науки", – сообщил глава "Росатома" Алексей Лихачев.
Диалог на равных
На дружественные страны приходится 90% нашего энергетического экспорта. Россия помогает развиваться партнерам и развивается сама. Прогноз по ВВП в этом году – +3,9%. Тогда как в Британии – чуть больше одного, в Германии – вообще минус.
"Предприятия и специалисты сбегают из страны. Работать и инвестировать в этой стране уже почти не выгодно", – признал депутат бундестага от АдГ Ляйф-Эрик Хольм.
Москва, в отличие от США, ведет диалог на равных. Для глобального Юга, который помнит колониальную хватку Запада, этот вопрос принципиален. В Москве на "Энергетической неделе" – президент Экваториальной Гвинеи, которая торгует нефтью и газом со Штатами, Испанией и Францией.
"Мы стремимся построить будущее на основе взаимного доверия", – заявил президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого.
Фундамент для этого закладывается уже сейчас. В завершающей стадии разработки – "Энергетическая стратегия – 2050".
"Мы ставим перед собой задачи сохранения уровня добычи примерно на 540 млн в перспективе долгосрочной, и для этого нужно будет большую работу проводить, поскольку нужно будет вовлекать новые запасы, месторождения, новые регионы и разрабатывать трудноизвлекаемые залежи", – сообщил вице-премьер РФ Александр Новак.
Такой горизонт планирования дает главное: стабильность и предсказуемость – ресурс в мире еще более редкий, чем нефть и газ.