Version: 0.1.0

"Проклятие" девятой симфонии: чьи смерти связывают с этой легендой

Композиторы, для которых девятая симфония стала последней

В мае 2024 года в небе над японским прибрежным городом Дайсен вспыхнули световые столбы. Никакой мистики здесь нет. Местные жители называют этот феномен "Исариби Кочу", что в переводе означает "столбы, привлекающие рыбу". Это явление возникает при особых атмосферных условиях, когда на большой высоте образуются кристаллы льда. От них и отражается свет, исходящий от рыбацких лодок – так возникает этот спецэффект.

Однако необычные фотографии не на шутку перепугали пользователей соцсетей. Некоторые предположили, что это знак грядущего апокалипсиса. Всему виной количество светящихся столбов. Их было девять. Это число в Японии считается очень несчастливым.

Как появилась легенда о проклятии девятой симфонии? Почему английские моряки боялись "кошки-девятихвостки"? Каким образом девятый вал стал олицетворением страшной опасности? О суевериях среди представителей разных профессий и многом другом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Роковое число композитора Арнольда Шенберга

Австриец Арнольд Шенберг был талантливым композитором-экспрессионистом и… безудержным трискаидекафобом.

Так психологи называют тех, у кого дрожь по телу от числа 13. Боязнь эта – по словам специалистов – абсолютно иррациональна.

Но в случае с Шенбергом есть о чем задуматься: он родился 13-го числа и… 13-го числа умер. Словно чувствуя опасность от зловещего сочетания единицы и тройки, он всеми силами старался избегать его.

"Его последняя опера, не 13-я, а последняя опера, которая [на английском языке] называется "Моисей и Арон", хотя она должна называться "Моисей и Аарон". Если писать латинскими буквами, то будет 13 букв. Он специально сократил одну буковку, чтобы этого числа не было. Но все равно он умер мистическим образом 13-го числа, 13 июля", – рассказала художественный критик Юлия Калашникова.

"Проклятие" девятой симфонии

Все началось со смерти Людвига ван Бетховена

Но Арнольд Шенберг, как композитор, боялся еще и цифры 9. Одержимый магией чисел, он вывел одну странную закономерность. Для многих его коллег именно девятка в творчестве становилась роковым и мистическим рубежом. Преодолеть его удалось немногим великим музыкантам.

Эксперты рассуждают: помимо "Клуба 27" – то есть списка артистов, скончавшихся в возрасте 27-ми лет, есть и "клуб 9" – вереница композиторов, которым не суждено было написать десятую симфонию.

"Эта история началась с Людвига ван Бетховена и его Девятой симфонии. Он умер, начав писать десятую симфонию, но не закончил ее, а Девятая симфония была завершенной. С него началось это проклятие", – уточнила художественный критик Юлия Калашникова.

Смерть Франца Шуберта

Девятая симфония стала последней и для Франца Шуберта. Правда, об этом долгое время никто не знал: партитуру случайно нашел в бумагах маэстро его близкий друг, композитор Роберт Шуман. Вот тогда в музыкальном мире и заговорили о цифре с каким-то зловещим флером.

Уход из жизни Густава Малера

Некоторые авторы пытались "обмануть" судьбу: так австриец Густав Малер помечал свои симфонии числами… до восьмой. Не помогло.

Его Восьмая была "симфонией тысячи участников" – из-за увеличенного оркестра, трех хоров и солистов. Сразу после ее создания в 1906 году композитор задумал следующее монументальное произведение – эпическую симфонию-кантату "Песнь о Земле" (Das Lied von der Erde), которую музыкальные критики назвали трагической исповедью художника.

Сам Малер определил "Песнь о Зем­ле" как "симфонию в песнях" и, по свидетельству дирижера Бруно Вальтера, только суеверный страх перед цифрой 9, ставшей роковой для Бетховена, помешал дать ей девятый номер.

Симфонию под этим номером Малер все же рискнет написать – в 1909-м. Вместе с "Песнью о Земле" и незаконченной Десятой она составляет "прощальную" трилогию композитора.

Как гласит известная фраза: "один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность". Но если бы Малер стал последним, кого погубила роковая девятая симфония, то композиторы, наверное, и сегодня относились бы к этому числу лишь с легкой опаской. Однако в "Клубе 9" еще очень много имен – пусть и не таких "звездных", рассуждают музыканты.

"Многие композиторы продолжают верить в проклятие числа 9, в проклятие девятой симфонии и до сих пор. Можно назвать некоторые фамилии, которых достигло это проклятие – Аттерберг, Виллис, Сешнс, Уильямс", – добавила художественный критик Юлия Калашникова.

"Проклятье" девятого вала

Так что девятая симфония для многих композиторов стала девятым валом – так в искусстве называют непреодолимую силу, которая несет большую беду.

Корнями этот художественный образ уходит в старинное рыбацкое поверье. Оно гласит, что во время бури девятая волна – самая сильная и разрушительная.

"У самых разных представителей великой русской литературы встречается образ девятого вала, например, у Александра Сергеевича Пушкина в "Евгении Онегине". Также образ девятого вала есть и у Гавриила Романовича Державина, и у Козьмы Пруткова. Но и в XX веке в советской литературе также образ девятого вала широко использовался. Например, у Маргариты Алигер в ее поэме, у Осипа Мандельштама и Анны Андреевны Ахматовой", – отметил культуролог Вячеслав Павлов.

Но, говорят моряки, никакими словами девятый вал не описать. Наверное, потому самым ярким воплощением разрушительной силы стихии стало полотно Ивана Айвазовского.

На нем изображено море после мощного шторма. Люди, которые отчаянно пытаются спастись. И громадные волны. Причем самую большую не видно – но ощущение, что она где-то рядом и вот-вот обрушится на несчастных, передано просто гениально.

"Представление о том, что девятый вал является роковым, в европейской традиции связано с нумерологией. Самым очевидным объяснением того, почему сейчас именно девятый вал для людей европейской культуры кажется самым страшным, это то, что 9 – последнее число, состоящее из одной цифры", – пояснил культуролог Вячеслав Павлов.

Впрочем, на английских мореходов девятка наводила ужас еще и по другой причине. Начиная с XVII века, дисциплину на королевском флоте поддерживали при помощи "кошки-девятихвостки".

Так называли плеть с массивной рукояткой длиной в один фут – то есть 30 с половиной сантиметров – и ремнями или веревками, на концах которых завязывали узлы. Бичевали "кошкой" за самые серьезные проступки, причем на глазах у всей команды, чтобы никому неповадно было.

"Матроса прикрепляли к специальной деревянной раме у грот-мачты. По обе стороны от наказываемого становились матросы и офицеры, нижние чины отдельно от офицеров. И боцман специальной плетью-"девятихвосткой" по сигналу офицера начинал бить оголенную верхнюю часть тела матроса. Если для того, чтобы пожалеть матроса, боцман бил недостаточно сильно, то уже боцмана могли наказать такой же плетью-"девятихвосткой", – рассказал культуролог Вячеслав Павлов.

Нередко порка "девятихвосткой" превращалась в прилюдную смертную казнь. Считалось, что сто ударов этой плетью не в силах вынести даже физически крепкий и стойкий мужчина. А именно столько полагалось за дебоши и пьянство на борту. Чудовищное наказание в Великобритании отменили лишь в XIX веке.

"Тех, кто не умирал во время такой экзекуции, все равно ожидала не самая приятная участь: плотные узлы на концах плетки оставляли глубокие раны, на месте которых образовывались страшные рубцы – своеобразная метка для командиров и начальников, что этого человека в команду брать не стоит", – подчеркнул историк Дэн Сноу.

А вот в Китае – наоборот. Девятка исторически ассоциируется с императором. Ее часто используют в городских украшениях к государственным праздникам.
"Священной" эта цифра считается и в индуизме. Пример тому – девятидневный фестиваль Наваратри в честь девяти проявлений богини Дурги. А в буддизме девятка означает высшую духовную силу.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.