Крах по-арабски: чем грозит ситуация в Сирии для Ближнего Востока
Ночью 8 декабря отряды вооруженной оппозиции вошли в Дамаск, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийских вооруженных сил. Получив доступ к государственному телевидению, они выступили с заявлением о свержении Башара Асада. Днем российский МИД подтвердил, что он после переговоров с рядом участников вооруженного конфликта решил оставить президентский пост и покинул страну, дав указание осуществить передачу власти мирным путем. Вечером источник в Кремле сообщил, что Москва исходя из гуманитарных соображений предоставила Асаду и его семье убежище.
Официальное правительство этой страны тоже признало потерю власти. Премьер аль-Джалали сообщил о готовности передать управление новому руководству, которое будет выбрано населением Сирии. Что касается российских военных баз в Хмеймиме, Латакии и Тартусе, по поступающей информации, в районе их дислокации боевые действия не фиксируются, хотя к вечеру оппозиция взяла и Тартус. Наши военные, которые представлены в Сирии флотом и авиацией, готовы к любому сценарию. Как сообщили в нашем внешнеполитическом ведомстве, личный состав заранее был приведен в состояние повышенной боеготовности.
Важный момент, который говорит, что последствия могут быть самыми непредсказуемыми для всего Ближнего Востока. Сразу после информации о падении Дамаска и свержении Асада Израиль ввел свою армию в буферную зону на юг Сирии. Вечером авиация ЦАХАЛ нанесла удары по правительственному кварталу в Дамаске. Накануне израильский МИД говорил о невмешательстве в сирийскую драму. Но теперь Тель-Авив заявляет, что перемещает основной фронт в Сирию. Нетаньяху утверждает, что соглашения с Дамаском по спорным Голанским высотам, подписанные 50 лет назад, рухнули. И это означает одно – Сирию пытаются порвать на куски.
Позиция России остается неизменной. Все внутренние вопросы в Сирии должны решаться путем переговоров, и это постоянно говорилось в том числе и Асаду. Тот же самый Астанинский процесс по внутрисирийскому согласию был инициирован Москвой. Еще в 2015 году Владимир Путин заявил, мы не можем быть большими сирийцами, чем сами сирийцы. Собственно, это происходит и сейчас. Все тот же источник в Кремле подтвердил, что мы находимся в контакте с представителями вооруженной оппозиции. Она гарантировала безопасность наших военных баз и дипучреждений. При этом Россия уже заявила, что внутрисирийские переговоры должны быть возобновлены под эгидой ООН.
Обращает на себя особое внимание стремительность развития событий. Всего за 10 дней вооруженная оппозиция сумела взять под контроль практически всю страну, наступление началось с восточных рубежей. Крупные города вроде Хомса, Идлиба и Пальмиры брались практически без боя. Противникам Асада не потребовалось даже совершать обходных маневров. Они открыто, без всяких помех передвигались по основным автомобильным трассам. К этому моменту отряды оппозиции контролируют уже и западные районы Сирии, выходящие к Средиземному морю. Регулярные части на протяжении всех этих 10 дней попросту бежали из населенных пунктов, бросая все вооружение, в том числе и личное, не оказывая ни малейшего сопротивления. Даже Дамаск был сдан практически без выстрелов. При таком раскладе, когда армия Сирии и ее спецслужбы оказались безвольны и абсолютно пассивны, очевидно, официальным властям никто бы помочь не смог.
"Если говорить об оценке действий сирийской армии, нулевая оценка. Там действий вообще никаких не было. Это, по сути, было бегство. Плохо организованное бегство. Там, по большому счету, не было никаких боестолкновений. Силы Асада сдали собственную страну, генералы Асада сдали собственную страну. Это очень печальное развитие событий, потому что то, что ждет Сирию теперь, вряд ли это будет какое-то очень оптимистичное и яркое, радужное будущее", – заявил востоковед, публицист Андрей Онтиков.
"Армия должна быть готова воевать за свои интересы, за свою собственную страну. Армия развалилась. Они прошли, как горячий нож по куску масла, и добились своих поставленных целей. Единственная загвоздка сейчас в том плане, что мы не имеем политического портрета нынешней оппозиции", – указал Станислав Тарасов, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа.