Чудовищная халатность: как люди заразились гепатитом на Камчатке
Между тем в распоряжении "Известий" появилась весьма интересная информация о владельце одного из танкеров "Волгонефть-212". Оказывается, Виктор Сельков работал в компании, которой принадлежало речное пассажирское судно "Булгария". Ее катастрофа в июле 2011 года стала одной из крупнейших в современной истории России. Тогда в Куйбышевском водохранилище погибли 122 человека. Теплоход, который на тот момент так же, как и сейчас "Волгонефть", использовался свыше полувека, вышел в рейс с четырьмя пробоинами в корпусе, неработающим двигателем и плохо обученным экипажем. "Булгария" попала в грозу и затонула. Сельков тогда утверждал, что был свидетелем необоснованных переводов на ремонт судов, принадлежащих офшорным компаниям. Но дело в том, что именно он и был финансовым директором компании, которой принадлежала "Булгария". Сейчас его партнер по тому бизнесу утверждает, что именно сам Сельков зарабатывал на откатах. Основная ответственность за катастрофу легла в итоге на арендатора "Булгарии" Светлану Инякину. Ее осудили на 11 лет. Сельков создал свой бизнес, в который вошла и компания "Камашиппинг", фактический владелец затонувшего в Керченском проливе танкера "Волгонефть-212".
На этой же неделе "Известия" провели еще одно расследование. Поводом стало ЧП на Камчатке. Там произошло массовое заражение гепатитом. Что самое страшное – это пациенты местного онкологического диспансера. Официально называется цифра в 50 человек. Но в реальности пострадавших может быть больше. Местные чиновники решили вроде как особо не уворачиваться, но и всей правды тоже не рассказали. С места событий корреспондент "Известий" Евгений Подтергера.
Почти 50 человек заразились вирусными гепатитами в онкоцентре
Петропавловск-Камчатский. Здесь находится самый крупный на полуострове онкоцентр. Вот уже неделю он на осадном положении. Стало известно, что в течение года здесь заражали пациентов гепатитами В и С.
"Мне каждая минута, мне каждый час, каждые 10 минут, каждый день – это для меня вообще счастье, понимаете. Не было такого дня, чтобы я без боли проводил", – рассказал пациент онкодиспансера Хает Халилов.
Хает борется с онкозаболеванием уже несколько лет. Были сложные операции и регулярная химиотерапия. Новый диагноз "гепатит В" прозвучал как приговор.
"Из-за них вот в данный момент я с месяца декабря не получаю должным образом химиотерапию. У меня пошли боли, очень сильные адские боли, как бы опухоль, она каждый час растет", – говорит Халилов.
Курс лечения пришлось прервать. Хает почти не ест и не может принимать лекарства, в том числе от гепатита, которым его заразили. Сколько еще людей окажутся в такой же страшной ситуации – неизвестно. Каждый день здесь проводили 50 исследований. В месяц – более тысячи.
"Вот эти стеллажи в регистратуре, это все медицинские карты пациентов, ежегодно сюда за помощью обращаются порядка 49 000 человек", – рассказал Подтергера.
Первые данные о вспышке гепатита поступили еще 16 декабря. Началось расследование. Результаты, что содержатся в постановлении суда, шокировали.
"В ГБУЗ "ККОД" зарегистрирован очаг вирусного гепатита С, предположительно, связанный с проведением компьютерной томографии с контрастированием", – говорится в постановлении суда.
"Компьютерный томограф и МРТ занимают отдельный корпус онкологического диспансера, здесь сейчас закрыто", – показывает Подтергера.
Уже в суде стало известно и число пострадавших, и период, когда это произошло.
"В анализируемом очаге выявлено 49 пациентов с маркерами вирусных гепатитов с датами заболевания с ноября 2023 года по декабрь 2024 года", – говорится в постановлении суда.
Но говорить об этом завотделением рентгенологии не захотел. Оборону держала медсестра.
В материалах административного дела указаны десятки нарушений стандартов безопасности. Например, в качестве раствора для дезинфекции применяли глутаральдегид, который не имел необходимых свойств.
"Дело в том, что глутаральдегид вообще сам по себе неактивен и он практически бесполезен. Если просто взять глутаральдегид, развести его водой, попытаться что-то сделать, то результата никакого не будет", – отметил биохимик Александр Ходос.
И совсем за гранью. В отделении не хватало антисептиков и медицинских расходников, в том числе одноразовых. Это было указано в протоколе местного Роспотребнадзора, представленном в суде.
"При проведении КТ-исследований отмечается недостаток полиспайк – GCap, используемых для введения контраста. Закуплено за период 2023–2024 гг. 4000 шт., при этом за указанный период КТ с контрастированием проведено 9271 чел.", – говорится в протоколе.
Такие медизделия используют для безопасного забора препаратов. Строго: один фильтр – один флакон. Об этом говорят и поставщики оборудования.
На суде представители онкодиспансера не скрывали, что использовали фильтры многократно. Но вот почему экономили на тех же антисептиках – не пояснили. Судя по базе данных СПАРК, только в прошлом году на это потратили больше 20 миллионов рублей.
Всю неделю главврач онкоцентра Зиганшина пряталась от нашей съемочной группы. Помощники говорили, что начальника нет, хотя через приоткрытую дверь было видно: Наталья Викторовна на рабочем месте.
Наталья Зиганшина занимает этот кабинет уже 12 лет. Человек на Камчатке известный. Баллотировалась в депутаты гордумы, но не прошла. Ее супруг вот уже четверть века – бессменный начальник бюро судмедэкспертизы региона.
Специалисты из Москвы прибыли на Камчатку
Местные законодатели называют ситуацию критической и связывают это непосредственно с Александром Гашковым, до вчерашнего дня главой краевого Минздрава.
"Из Ульяновской области, где Гашков занимал такую же должность, был уволен со скандалом, с коррупционным скандалом", – отметил депутат законодательного собрания Камчатского края Дмитрий Бобровских.
Речь о закупках тест-систем по завышенной стоимости. Когда началось расследование, Гашков устроил тактические учения на случай выявления оспы обезьян. А после перебрался на Камчатку. В эпидемии гепатита ничего чрезвычайного не увидел – был настроен на позитив.
"Четыре человека самоисцелились!" – объявил Гашков.
Но его оптимизм разделяют далеко не все.
"Ну, я приходил сюда на лечение, и в один прекрасный момент мне отказали, потому что были показатели крови печеночные плохие. Обнаружили гепатит C", – рассказал пациент онкоцентра Павел.
У Павла, он просит не показывать его лицо, онкозаболевание. А недавно узнал, что еще и гепатит. Ему также пришлось остановить основное лечение, от которого зависит его жизнь.
"Любая химиотерапия – это ведь токсины. Можно вызвать острую печеночную недостаточность и даже смерть пациента", – подчеркнул врач-онколог Евгений Черемушкин.
В зоне риска сейчас оказались примерно 10 тысяч человек. Но массовую проверку начали лишь через месяцев после вспышки гепатита.
"Вот такие очереди сейчас собираются у медицинских кабинетов на Камчатке, где можно сдать анализ на гепатит. Что важно, вот сейчас с утра подошел уже 60-й пациент", – показывает Подтергера.
В регион прибыл десант специалистов из Москвы. В своих комментариях они предельно сдержанны.
Еще страшнее отложенный эффект. Вирус может не диагностироваться в течение шести месяцев.
"Это заболевание, которое не имеет ярко выраженных симптомов и как раз проявляется достаточно поздно после заражения", – отметил председатель пациентского сообщества "Вместе против гепатита" Никита Коваленко.
Пациенты, которые и так страдали тяжелыми заболеваниями, теперь просто не знают, что делать дальше.
"Мне же жизнь дается один раз. Я ее же не у них занимаю, не их нездоровье беру же в долг", – говорит Халилов.
Хаета, который был заражен по халатности медиков, теперь заставляют стоять в очередях в поликлиниках то к терапевту, то к инфекционисту, то на УЗИ. Зато в полном соответствии со всеми протоколами и правилами. Тут нарушений нет.