Version: 1.0.2

"Царь-мангал": что за танк выдерживает комбинированную атаку

Характеристики танка "Царь-мангал"

На кадрах показана полевая мастерская в зоне СВО. Мотористы делают капитальный ремонт двигателей. На новые машины устанавливают бронепластины, наваривают металлические решетки и вешают цепи.

Для дронов сделаны отдельные мастерские. На фронте их называют лабораториями. Суть та же: ремонт поврежденных беспилотников и доработка новых. На "птичек" вешают приборы ночного видения и боеприпасы.

Пластиковые запчасти, в том числе корпуса дронов, бойцы печатают на 3D-принтере. Заказ из интернет-магазина будет идти до фронта несколько недель. На изготовление элемента в полевых условиях уходят считаные минуты, и коптер готов к бою.

На других кадрах показана эвакуация раненого: двое бойцов едут на квадроцикле с прицепом в виде самодельной тележки. Позиции противника буквально в 200 метрах, поэтому наши военные используют дымовые шашки. После погрузки сослуживца группа уезжает.

Роботизированной тележкой управляет оператор так же, как и коптером. Наземные беспилотники – это не серийное производство, а самоделки. В каждом подразделении бойцы что-то изобретают или дооснащают штатную технику.

Что такое боевой тюнинг? Из чего фронтовые "Кулибины" создают свои самоделки? Какие доработки показали реальные результаты на фронте? И что из народного творчества ушло в промышленное производство? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Непробиваемый "Царь-мангал"

На кадрах – российский танк с защитным козырьком или мангалом. На нем установили средство радиоэлектронной борьбы. Экипаж "Царь-мангала" идет в атаку, вызывая на себя удары артиллерии, дронов и гранатометов. Обвес выдерживает комбинированную атаку. В каждом батальоне на боевые машины навешивают дополнительные конструкции.

"Вертикально пикирующий на танк дрон, как правило, такой мангал собой уничтожает и дальше уже боевой заряд не пробивает крышу башни танка. Напомню, что крыша башни танка и крышка моторно-трансмиссионного отделения – это самые тонкие места в броне", – отметил конструктор стрелково-пушечного и ракетного вооружения Михаил Семин.

Первые козырьки защищали только верхнюю часть боевой машины. Всевозможные решетки стали самой популярной самоделкой в зоне СВО. Производители танков начали устанавливать мангалы на заводе. Но и украинские солдаты быстро поняли, как обойти такой щит – начали бить в борта и под башню.

На кадрах показана пробоина от дрона в защитном навесе. Доспехи делали на фронте на одной из ремонтных баз. Изначально танк пришел в подразделение со штатным козырьком, но его сразу демонтировали.

"Бока открыты. Кроме сброса эта крыша ни от чего не работает. А в крышу они не бьют. Они бьют, пытаются под башню, поэтому снимаем", – пояснил военнослужащий ВС РФ.

В таком виде танк минимум 10 раз выезжал на боевые задания. После атаки дронов "Царь-мангал" восстанавливают, но сама броня и экипаж в капсуле остаются невредимыми. Между навесными панелями и корпусом боевой машины оставляют 40–50 сантиметров. Этого достаточно для рассеивания раскаленной струи, которая образуется при разрыве кумулятивного снаряда.

"За счет панелей он активизируется, а за счет вот этой пустоты он просто рассеивается. Даже если он повредит броню, то пробития брони его не будет и последствий для экипажа тоже никакого не наступит", – пояснил военный эксперт Александр Бутырин.

На танк вешают и тяжелые цепи. Взрыватель беспилотника срабатывает при соприкосновении со звеньями. А дреды сделаны из стальных тросов.

"Сами спроектировали, доработали. Эфпивишки (FPV-дроны. – Прим. РЕН ТВ) когда ударяются – срабатывает кумулятивная струя, но уже не долетает до брони", – рассказал военный ВС РФ.

Машины-доноры

Для доработки и ремонта техники на фронте используют машины-доноры – это либо трофейная, либо поврежденная в боях техника. Ее эвакуируют в рембаты, разбирают на части или, наоборот, восстанавливают. Из старых катков можно собрать минный трал. Броня разрезается на части и используется для сварки всевозможных мангалов. На фронте любая гайка на вес золота.

"Различные узлы на той или иной машине все взаимозаменяемые. То есть, если мы говорим, например, даже про двигатель, который получил повреждение, какие-то из этих узлов двигателя можно заменить такой же узловой запчастью с другого двигателя. И этот двигатель может быть не обязательно от такого же танка, это может быть от боевой машины, это может быть даже от гражданской машины", – обратил внимание военный эксперт.

На кадрах показана труба от реактивной системы "Град". Направляющие снимают со списанных машин и ставят на самодельные треноги. Источником энергии для пуска ракеты служит обычный автомобильный аккумулятор.

Тележки для фронта

В тылу народные умельцы делают эвакуационные тележки для фронта. Например, моноколесо для перевозки носилок. Есть и двухколесный вариант.

"Она на электроприводе, то есть не нужно ее тащить за собой", – пояснил военный.

Перевозить можно и ящики со снарядами. Аккумулятора хватает на 10 километров. Транспортеры стали настолько популярны в зоне СВО, что их начали производить серийно.

Дистанционно управляемые платформы перевозят до 200 килограммов. Гусеничные варианты берут вдвое меньше, зато они проходимее. Технику оснащают средствами радиоэлектронной борьбы. Расходники для тележек печатают на 3D-принтере.

Обмен самоделками

Фронтовые лаборатории ускорили снабжение боевых подразделений. Инженеры обмениваются самоделками. Кто-то делает стабилизаторы для планирования боеприпасов. Другие – накольники. Это приспособления для гарантированного разрыва заряда при приземлении.

"Подразделения имеют между собой контакты и могут попросить инженеров подготовить им, например, заряд с термитом, чтобы потом сбросить с FPV-дрона. Кооперируются между собой. Кто-то делает быстросбросы для дронов, кто-то делает самодельные средства радиоэлектронной борьбы", – рассказал конструктор Семин.

Но пока 3D-печать не может полностью заменить токарные станки. На них делают металлические переходники для противотанкового гранатомета. Наконечник вкручивается в боеприпас и оружие превращается в ручной миномет.

"У мины больше могущества, чем у, например, осколочного выстрела для РПГ-7, но при этом хуже точность стрельбы", – уточнил Семин.

Волонтеры изготавливают окопные свечи и маскировочные свечи

Самые элементарные вещи нужно делать массово, что сложно в полевых условиях. Например, окопные свечи. Они помогают бойцам разогреть еду и сушить обувь, горят до восьми часов. Их изготовлением занимаются волонтеры движения "Москва своих не бросает".

"Если свеча находится в печке, то на поверхность через трубу дым не выходит, потому что они не коптят и не дают столько дыма, как дрова. За счет этого большинство военнослужащих, которые на сегодняшний момент находятся именно на передовой, на линии боевого соприкосновения, предпочитают использовать именно окопные свечи", – поделилась подробностями руководитель волонтерского движения "Москва своих не бросает" Ульяна Савельева.

Еще здесь делают сухой душ. В упаковке одноразовая губка, пропитанная пенным раствором и полотенце. В соседнем цехе работают над защитными накидками.

"Для того, чтобы сделать маскировочную сеть, берут ленты из плотной ткани и по схеме вплетают в обычную спортивную сетку. При этом важно правильно подобрать цвет, который будет соответствовать сезону и местности. Все изделия изготавливают, исходя из конкретных запросов участников специальной операции. Такую маскировку используют для укрытия техники и инженерных сооружений", – рассказал ведущий "Совбеза" Игорь Шевчук.

Как появился "Кулибин-клуб"

Многие идеи, которые появляются у бойцов в окопах, реализуют в частных мастерских. Возникло даже целое движение под названием "Кулибин-клуб". Изобретатели и инженеры из разных регионов страны делают для фронта свои, уже полупромышленные самоделки.

"В основном все, что самодельное, выглядит очень кустарно, зачастую непродуманно и пускать это именно в серийное производство бывает сложно, просто потому что технологически это довольно несовершенные конструкции. Но, тем не менее, что-то перенимается, что-то модернизируется", – отметил конструктор стрелково-пушечного и ракетного вооружения.

Изобретатели из Новосибирска создали новые модели дронов. Несколько сотен уже на передовой. Беспилотники выполняют роль ретранслятора. На высоте до двух тысяч метров передают сигнал на десятки километров. Это необходимо для управления другими дронами, которые находятся в условиях плотной городской застройки и теряют связь с оператором.

"Городская застройка достаточно сложная для передачи сигналов. Здесь мы видим железобетонные панели, которые мешают проходу сигналов, а данный ретранслятор находится, скажем так, в середине, в эпицентре всего происходящего, находится достаточно высоко", – обратил внимание военный эксперт Бутырин.

Улучшили "Кулибины" и дроны-камикадзе – добавили искусственный интеллект. Он помогает преодолевать работу вражеских средств радиоэлектронной борьбы, а после захвата цели оператором беспилотник самостоятельно преследует и поражает ее.

О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Сухой душ и окопные свечи: какие народные разработки используют на СВО