Version: 1.0.2

"Ползучее наступление": в чем секрет стратегии российской армии

Чем выгодна для российской армии стратегия "ползучего наступления"

Российские войска выбивают боевиков из очередного укрепрайона на красноармейском (покровском) направлении. Штурмовиков поддерживают операторы дронов и артиллерия. На кадрах показано, как тяжелые минометы бьют по командному пункту ВСУ. А на других – бойцы подкрадываются к зданию, в котором укрывается противник, и забрасывают противотанковую мину. Через несколько секунд раздается взрыв.

Штурм опорного пункта был снят от первого лица. Бойцы работали "двойками" – заходили в лесополосу и забрасывали противника гранатами. Прикрывая друг друга, штурмовики зачищали блиндажи.

Линия фронта постепенно приближается к Красноармейску (Покровску) и Мирнограду. Украинская полиция призывает оставшихся жителей как можно скорее покинуть города: "Из-за обострения боевой ситуации, сообщаем, что проводится эвакуация населения".

На кадрах показано, как дроны поражают транспорт ВСУ на границе Днепропетровской области. Нашим войскам до нее – не более трех километров. Еще один горячий участок фронта – харьковский. Севернее Купянска российские войска расширяют плацдарм на правом берегу реки Оскол. Прорыв обороны оказался для боевиков полной неожиданностью.

В январе наша армия освободила более 300 квадратных километров. Тактику российских войск называют "ползучим наступлением". Украинские эксперты сокрушаются, что медленно, но верно российская армия освобождает населенные пункты.

"Ползучее наступление. Каждый божий день мы слышим: враг оккупировал одно село, враг оккупировал два села, враг оккупировал четыре села, враг продвинулся на столько-то", – рассказал бывший депутат Верховной рады Украины Игорь Мосийчук*.

Что такое "ползучее наступление" и как оно позволяет снизить потери в живой силе и технике? Зачем наша армия уничтожает украинские мосты? И где российские штурмовики готовят вэсэушникам новый котел? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Чем выгодна стратегия "ползучего наступления"

На кадрах, показанных в программе, наши военные ведут бой за населенный пункт на донецком направлении. К нему штурмовики подошли с рассветом под прикрытием тумана, поэтому противник их не заметил.

"Заходили, спокойно работали. Защищали подвал за подвалом, блиндаж за блиндажом, укреп за укрепом", – рассказал заместитель командира штурмовой группы Максим Назин.

Ежедневно наши подразделения продвигаются на несколько десятков или сотен метров, никаких глубоких прорывов. После освобождения каждой новой точки бойцы закрепляются на позициях и только потом идут вперед. Так штурмовики постепенно расширяют плацдарм для наступления.

"С начала года потери противника по всей линии боевого соприкосновения составили около 60 000 военнослужащих, 800 единиц бронетехники и 1000 артиллерийских систем. Российские войска атакуют позиции ВСУ силами пехоты и бронетехники. Штурмовиков также поддерживает авиация и артиллерия. Стратегия "ползучего наступления" выгодна нашей армии, так как позволяет постепенно изматывать оборону ВСУ, при этом сохраняя ресурсы и оказывая постоянное давление на линии фронта", – поделился подробностями ведущий программы Игорь Шевчук.

Чтобы не попасться на глаза противнику и не стать жертвой беспилотника, штурмовики работают малыми группами, передвигаясь короткими перебежками. Боевики, сидящие в обороне, и операторы дронов не всегда замечают продвижение бойцов. Эффект внезапности заставляет вэсэушников бросать позиции.

"Сейчас тактика заключается в том, чтобы с помощью БМП и бронетранспортеров забросить штурмовую пехоту к линии фронта, а дальше она идет пешком и медленно занимает и прорывает опорные пункты противника практически в ручном режиме", – пояснил полковник запаса, военный историк Илья Мощанский.

Сырский хочет реформировать ВСУ

Украинские эксперты признают, что российская армия успешно наступает в том числе из-за ошибок ВСУ. Генштаб не может разобраться, где и кем комплектовать свои штурмовые бригады.

"Там же, видите, проблема – то комплектуем резервные бригады, то возвращаемся к укомплектованию приоритетов. Это те, которые на линии соприкосновения. На мой взгляд, надо решать и то и другое. Просто не хватает сил", – заявил бывший заместитель начальника Генерального штаба ВСУ Игорь Романенко.

По данным украинских СМИ, на красноармейском (покровском) направлении у ВСУ уже целый год наблюдается хаос в управлении войсками и подразделениями на разных уровнях. Зачастую командование даже не знает, что творится на поле боя.

"На бумаге очень много людей на передовой, много оружия, много техники, им выдают боеприпасы. А фронт сыпется. Не потому, что люди не воюют, а из-за хаоса в управлении", – отметил волонтер ВСУ Тарас Чмут.

На этом фоне Сырский задумал реформировать ВСУ. Теперь украинская армия будет воевать не бригадами, а корпусами. В каждый войдет порядка 25 тысяч человек. Их задача – контролировать отдельный участок фронта протяженностью 150 километров.

"Предполагается все украинские соединения на разных участках фронта свести в корпуса, чтобы командиры корпусов быстрее реагировали на российские прорывы. Так получается, что пока ситуация с провалом на фронте дойдет до украинского генштаба, мы уже развиваем оперативный успех", – обратил внимание Мощанский.

Российская армия подбирается к Купянску

Сейчас украинский Генштаб экстренно перебрасывает подразделения под Купянск, где наши войска закрепляются на правом берегу реки Оскол. Штурмовики освободили три населенных пункта и отбили ряд господствующих высот. С левого берега наступающие группы поддерживают танки, расчеты артиллерии и дронов.

В этом районе у ВСУ не было крепкой линии обороны. Ее роль выполняла естественная преграда – река. Боеспособные украинские подразделения отправили в Курскую область. Чем и воспользовались наши бойцы.

"Нам этот плацдарм очень нужен, и он по большому счету приводит к тому, что оборона ВСУ на этом участке фронта, линии соприкосновения, то есть на харьковском направлении, начинает трещать по швам", – указал историк, политолог Сергей Сопелев.

Российская авиация уничтожила почти все мосты через Оскол. На кадрах – удар в районе железнодорожной станции Купянска. Для переброски войск нам приходится форсировать реку. Оскол имеет сравнительно неширокое русло – от 10 до 40 метров. Переправить десант на другой берег можно на специальных плавающих транспортерах, а технику – по понтонной переправе. Ее секции скрепляются между собой и держатся на плаву. Навести временный мост можно всего за пару часов.

"Непосредственно основные силы форсируют плацдарм по ночам на лодках. Кроме того, там развернут наш 45-й инженерный полк Ленинградского военного округа, который, видимо, ночью обеспечивает переправу тяжелой техники на западный берег Оскола, так как она там появилась. Основная задача – отодвинуть противника от Оскола и навести постоянные переправы для танков, бронетехники", – пояснил полковник запаса, военный историк Илья Мощанский.

Как ВСУ используют тактику "грязного неба"

Из-за недостатка техники боевики пытаются противодействовать продвижению наших войск с помощью тактики "грязного неба" – так на языке военных называют большое число дронов в районе линии боевого соприкосновения. За нашими штурмовикам всюду следуют зенитные комплексы, которые сбивают разведывательные беспилотники ВСУ.

Для увеличения дальности полета беспилотников боевики используют дроны-ретрансляторы. Ударные беспилотники подавляют при помощи средств радиоэлектронной борьбы. Однако полностью очистить небо от вражеских дронов практически невозможно.

Боевики упустили время, когда можно было выбить российские подразделения с правого берега. Слишком глубоко наши бойцы вклинились в оборону. Этот плацдарм позволяет развить наступление на Купянск и перекрыть один из маршрутов снабжения украинского гарнизона.

"Основная задача нашего командования – это превратить тактический небольшой плацдарм в оперативный, максимально его расширить и обходить Купянск, то есть укрепрайоны ВСУ, с севера. Для того чтобы освободить Купянск, по современной тактике "ползучего наступления" российской армии предполагается охватить его с двух сторон – с юга и севера. С юга наступает 1-я танковая в районе Котляровки", – объяснил военный историк.

По сути, российская армия постепенно окружает Купянск и зажимает боевиков в клещи. Группировка ВСУ на левом берегу уже прижата к реке Оскол и находится в огневом мешке, который насквозь простреливается нашей артиллерией. Из-за отсутствия мостов эвакуировать раненых, перебрасывать и снабжать войска достаточно сложно. Переправы, которые наводят боевики, тут же вычисляют и уничтожают.

Вероятно, Купянск боевикам прикажут держать до последнего. Это крупнейший железнодорожный узел. Его потеря поставит крест на снабжении украинской армии на целом участке фронта.

"Если мы берем Купянск, у них рушится взаимодействие между северной группировкой, центральной группировкой. А мы разрезаем буквально, если мы пойдем, скажем, на Харьков, то все, что севернее Купянска, будет просто-напросто отрезано от снабжения, от ротации", – подчеркнул историк Сопелев.

Где российские штурмовики готовят ВСУ новый котел

Мосты уничтожают во время любых военных конфликтов: отступающие войска – чтобы задержать противника, наступающие – чтобы заблокировать врагу поставки вооружения и провизии. На языке военных это называется изоляцией района боевых действий.

Российская авиация бьет по мостам ракетами с лазерным наведением. С воздуха цель подсвечивают разведывательные беспилотники. Запускать боеприпас можно с малой высоты, что позволяет летчикам работать вне видимости радаров систем ПВО.

Но боевой мощи ракеты может не хватить для уничтожения крупных автомобильных и железнодорожных мостов. В таких случаях по переправам летят бомбы. На тяжелые боеприпасы устанавливают модуль управления и коррекции с наведением по спутникам. Это позволяет поражать мосты с высокой точностью.

"Это управляемое оружие, которое сбрасывается с бомбардировщиков Су-34 с расстояния 60-70 километров. Также в последнее время для этого могут применяться ракеты "Искандер", – рассказал Илья Мощанский.

На кураховском направлении российская армия готовит для ВСУ очередной котел. На кадрах показано, как три бомбы разносят мост в районе села Константинополь, через который снабжался украинский гарнизон.

"Западнее Курахова, в районе Дачного, Андреевки, Улаклы находится в полумешке украинская группировка. И тем, что наша авиация кабами уничтожает и подрывает мосты, мы изолируем район боевых действий, не даем им подвозить резервы, а также не даем им возможность даже убежать быстро. Мы надеемся, что все-таки они попадут в окружение, и мы их там добьем", – указал полковник запаса Мощанский.

Как ВС РФ подрывают украинские мосты

Подрывать мосты нашим бойцам помогают сами вэсэушники. На северском направлении разведчики обнаружили взрывные устройства прямо под опорами моста и ударили по ним беспилотником. От взрыва бетонный пролет рухнул в воду, а железнодорожное полотно повисло в воздухе. Но зачем противник заранее минирует свои мосты?

"Давайте поймем, что раз мост минируется, значит они понимают, что скоро перед мостом получится тактическое окружение, и нужно будет бежать, сверкая пятками. ВСУ понимают, что Северск, скорее всего, нужно будет отдать, потому что мы взяли в большое полуокружение, то есть с трех сторон северская группировка ВСУ окружена", – пояснил политолог Сопелев.

В украинском приграничье действует наш спецназ, который скрытно минирует переправы, а затем дистанционно подрывает. Такие диверсии достаточно сложные. Разведывательная группа должна двигаться по труднопроходимому маршруту с максимальной маскировкой.

"Переходит спецгруппа, как правило, которая имеет на себе соответствующие средства. Она проходит пешим маршем по лесам, выходит к нужному мосту, закладывает взрывчатку и уничтожает. Затем опять же скрытно пешим маршем уходит", – поделился подробностями военный историк.

Через черниговские мосты командование ВСУ перебрасывает диверсионные группы в Брянскую область. По ним же снабжает свою группировку на курском направлении. Теперь логистика нарушена, что сказывается на боеспособности боевиков в приграничье.

*Игорь Мосийчук внесен Росфинмониторингом в реестр организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.

"Ползучее наступление": в чем секрет стратегии российской армии