Version: 1.0.2

Резкий поворот: что стоит за началом диалога России и США

Зеленский очень хотел быть рядом. Но не пустили даже на порог — пришлось его обивать.

Выход на приемлемые решения – такая позиция принципиально важна и показательна. Она разительно отличается от того, к чему привыкли Штаты. Как правило, с приходом к власти нового хозяина Белого дома к нему на поклон торопятся лидеры самых разных стран. Помните все эти бесконечные формулировки вроде "сверить часы", "подтвердить союзничество", "укрепить связи" и так далее и тому подобное. Мы же по сути подтверждаем, что готовы только к реальному равноправному и взаимовыгодному партнерству, без ложных иллюзий и громких обещаний, за которыми на самом деле может ничего и не быть. При этом важно понимать, что восстановление отношений Вашингтону нужно не меньше, чем Москве. Это осознают и в Европе. Там начавшийся диалог вызывает панику. Чуть ли не каждый лидер требует пустить европейцев за стол переговоров. Зачем? Почему? Внятного объяснения нет. Только один посыл – ничего без нас решаться не должно.

Логика настолько инфантильная, что впору придумывать специальный детский столик на больших переговорах. Отсадить всех туда, лишь бы не истерили. Если вы так хотите разговаривать, то почему не сделали это сами, причем до прихода Трампа? Линии связи были открыты, что доказывает тот же бессмысленный звонок Шольца некоторое время назад с попыткой давить на Россию. Диалог между Россией и США стал возможен только по одной причине. Появилась политическая воля к нормальному разговору на равных. Накопившихся проблем и тем для обсуждения в отношениях Москвы и Вашингтона более чем достаточно. Украина лишь одна из тем, но далеко не самая главная. Она, скорее, следствие, а необходимо устранять первопричины куда более масштабного характера. Обозреватель "Известий" Антон Золотницкий продолжит тему.

США начали договариваться с Россией

Широкий стол, роскошный восточный интерьер и скупые протокольные кадры, в которые пристально всматривался весь мир. Впервые за три года две ядерные державы лицом к лицу ведут диалог. Первый раунд длится четыре с половиной часа.

Настало время вместе разбирать завалы мировой политики.

"Мы не просто слушали, но и слышали друг друга, и у меня есть основания полагать, что американская сторона стала лучше понимать нашу позицию", – заявил глава МИД России Сергей Лавров.

От геополитической стабильности и контроля над вооружениями до сотрудничества в экономике. Но все это будет возвращаться поэтапно.

Первое решение – возобновить полноценную работу посольств в Вашингтоне и Москве.

"Нам необходимы энергичные дипломатические представительства, способные нормально функционировать, чтобы продолжать работу по этим каналам", – заявил госсекретарь США Марко Рубио.

То есть возвращение к классической давно забытой дипломатии вместо угроз и шантажа. Инструментов администрации Байдена, которые били и по самой Америке.

"Американский бизнес потерял более 300 млрд долларов, уйдя с российского рынка. Соответственно, нахождение совместных экономических путей и позитивных решений вопросов крайне важно в основном для США", – заявил президент Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Поэтому и сигналы в Эр-Рияде с обеих сторон звучали более чем четкие.

"Самое главное сейчас для нас, для России – это конкретные результаты, конкретные подвижки. Не слова, не заявления о намерениях", – подчеркнул сенатор Григорий Карасин.

Зеленский очень хотел быть рядом. Но не пустили даже на порог – пришлось его обивать. Аккурат в дни встречи России и США глава киевского режима внезапно устремился в Объединенные Арабские Эмираты. В Саудовскую Аравию тоже хотел долететь, а когда понял, что не ждут, – обиделся.

"У меня такое впечатление, что сейчас проходят какие-то переговоры. Об Украине, опять об Украине и без Украины", – заявил украинский президент.

Он все никак не может понять: говорят не о нем, а о контурах нового мира. Уже сейчас очевидно: они не будут выглядеть как прежде.

Лавров провел семь встреч на саммите G20

ЮАР, Йоханнесбург. "Большая двадцатка" собирается на министерскую встречу. Для принимающей стороны важно подчеркнуть: в многополярном мире голос Глобального Юга должно быть хорошо слышно.

У встречи есть своя повестка. Но на полях только о диалоге Москвы и Вашингтона и говорят.

"Все понимают, что это не конец эпохи противостояния России с Западом, но то, что начало разговора само по себе является возвращением к нормальности, – это признают и приветствуют абсолютно все", – заявил глава МИД России Сергей Лавров.

И даже те, кто этот диалог откровенно не приветствовал. Перед пленарной сессией министр иностранных дел недружественной нам Норвегии вдруг тепло пожимает руку Сергею Лаврову.

"Встреча глав МИД "двадцатки" проходит на стадионе Насрек – одном из главных спортивных центров Йоханнесбурга. И это, конечно, символично. За этим столом собираются столь же непримиримые команды", – говорит Золотницкий.

Кая Каллас в ЮАР приехала заранее – диктовать африканцам, как им вести себя с Москвой. Но президент республики Рамафоса спрашивает у "Известий": а кто она вообще такая?

— Накануне приехала Кая Каллас из ЕС и пыталась призвать вашу страну прекратить сотрудничество с Россией. Как вы на это ответите? – спросил Золотницкий.

— Кто это сделал? – поинтересовался Сирил Рамафоса.

— Кая Каллас из Еврокомиссии. Она общалась с вашим министром иностранных дел.

— Ну, я об этом не знал…

То есть обсуждать новое мироустройство с Брюсселем сейчас не готовы не только Москва с Вашингтоном, но и тот самый Глобальный Юг. О том, как они будут жить в этой новой системе координат, та же Каллас говорить не готова.

Впрочем, мнение еврочиновников уже мало кого волнует. Зато у Лаврова семь двусторонних встреч за полтора дня.

Работа ради общей выгоды – опора нового мира. Отчетливо ее демонстрируют взаимоотношения Москвы и Пекина.

"Мы продолжим работать в стратегической связке – и в ООН, особенно в ее Совете Безопасности, в Шанхайской организации сотрудничества, в БРИКС с АСЕАН и, безусловно, в "Группе двадцати", – заявил Лавров.

"Вне зависимости от конъюнктурных веяний прочными остаются основы китайско-российской дружбы и наши обязательства по отстаиванию международной справедливости", – подчеркнул глава МИД Китая Ван И.

Европейским представителям после такого только и остается, что "нервно курить в сторонке". Буквально. Министр иностранных дел Франции вот не удержался – затянулся электронной сигаретой прямо в зале заседаний.

"Совещание G20 в ЮАР фиксирует: наступила новая геополитическая реальность. В которой Запад больше не в состоянии диктовать остальному миру свои условия, а новые полюсы силы все громче заявляют о себе", – отметил Золотницкий.

Принять эти новые правила игры предстоит и внезапно прозревшему Вашингтону. Первый шаг сделан. Возможно, самый важный. Но мир явно ждет продолжения.

Резкий поворот: что стоит за началом диалога России и США