"Породили хаос": как "черные копатели" искали ковчег Завета
"Черные копатели" искали ковчег Завета и разожгли вражду
Библейские заповеди, высеченные на камне, ушли с торгов за пять миллионов долларов. Во столько оценили самые древние скрижали, известные человечеству. Возраст таблички массой около 50 килограммов – примерно полторы тысячи лет. Она относится к римско-византийскому периоду. Плиту с текстом на древнееврейском языке обнаружили в Израиле в 1913 году во время строительства железной дороги. Согласно Библии, оригинальные скрижали с десятью заповедями хранились в ковчеге Завета. Но судьба одной из главной святынь христианства туманна.
Каким образом из-за "черных копателей", которые искали ковчег, на Ближнем Востоке вспыхнул конфликт, последствия которого ощущаются по сей день? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Как началась история поиска ковчега Завета "черными копателями"
Эта история началась в 1906 году в далекой от Иерусалима Финляндии. Она тогда еще входила в состав Российской империи.
Несостоявшийся землемер и местный поэт Вальтер Ювелиус заявил просвещенной общественности, что разгадал "библейский код". Уверял, мол, долгие годы изучал иудейские тексты Ветхого Завета и нашел разгадку. Взлом тайного шифра из Священного Писания даже подтвердили… духи – на спиритическом сеансе.
"Дело в том, что именно на рубеже веков, в эпоху модерна, мир европейский был охвачен прежде всего различного рода оккультистскими учениями. Разного рода – от откровенного сатанизма до попыток переосмыслить христианское и иудейское учение. И Вальтер Ювелиус, как человек, который начитался тоже этих книжек, как и, опять же, половина всей образованной интеллигенции Европы, он тоже решил, что он может что-то по этому поводу сказать", – сообщил историк Максим Уканеев.
А сказал Вальтер Ювелиус следующее: теперь ему известно, где находится одна из главных иудейских святынь – ковчег Завета. Раскопки нужно проводить к югу от Храмовой горы в Иерусалиме.
Медиум, поэт, спортсмен, моряк и британский аристократ – самая странная команда археологов в истории
Ювелиус начал искать компаньонов для экспедиции. Команда подобралась крайне разношерстная: финский поэт, медиум из Швейцарии, чемпион по крикету, капитан шведского флота… и ни одного археолога.
У всех было горячее желание немедленно отправиться в Иерусалим, но не хватало на это денег. Ювелиус долго путешествовал по всей Европе, ища спонсоров для своей авантюры.
"И он встречает человека в Великобритании по имени Монтегю Браунлоу Паркер. Человек, который был потомственным аристократом. Человек – ветеран англо-бурской войны. Человек, обладающий определенным весом в английском светском обществе. Но, самое главное, он мог эти деньги доставать", – рассказал историк Максим Уканеев.
500 фунтов стерлингов за разрешение начать раскопки
Рассказы Вальтера Ювелиуса впечатлили графа Монтегю Паркера. И он придумал способ собрать деньги. Британец основал синдикат, акции которого продавал таким же, как и он, впечатлительным аристократам. В списке спонсоров числились богачи из США, Англии и Швеции. В 1909 году начинающие, но очень амбициозные археологи, наконец-то, получили необходимую сумму и отправились на поиски древней святыни.
"Эта компания отправляется в Иерусалим и собирается копать под Храмовой горой. Для такой экспедиции требовалась очень серьезная поддержка, им нужно было получить концессию. Естественно, что Иерусалим в тот момент находился под османским владычеством, и им нужно было получить разрешение, что было сделано в результате денежной взятки", – уточнила религиовед Дарья Бохан.
Пятьсот британских фунтов – примерно 80 тысяч долларов на сегодняшний день – оказались весомым аргументом.
Почему "черные копатели" работали только по ночам
Монтегю Паркер и компания получили разрешение на раскопки, но при одном, очень важном условии. Все работы проводить только ночью, не привлекая внимания. Причины на то были веские.
"Раскапывать место у Храмовой горы, которая является священным местом, в принципе, для всех трех авраамических религий, то есть для ислама, для христианства и для иудаизма, там находится мечеть Купол Скалы, там находится храм Гроба Господня, там находится Стена Плача, единственная оставшаяся от Второго иудейского храма. Подлезать туда и раскапывать – это было кощунством для представителей всех трех религий", – отметил историк Максим Уканеев.
Тем не менее новоиспеченные археологи рьяно взялись за раскопки, хотя ни у кого из них для этого не было ни навыков, ни знаний. Один из участников экспедиции и вовсе настаивал на том, что ковчег Завета надо искать на горе Арарат. Видимо, Ноев ковчег был единственным, о котором он хоть что-то слышал.
"Ковчег – это ящик, который был сделан из особого дерева, скорее всего это акация. На нем было сверху золото. И Тора, и Ветхий Завет дают очень подробную инструкцию, как он был построен, как нужно было его переносить и как все было устроено внутри этой переносной скинии. Он был отделан золотом. Внутрь были помещены главные реликвии иудейского народа. Там были скрижали Завета, тот самый декалог, десять заповедей, которые признаются и в христианстве. Там были еще другие артефакты, о которых спорят", – рассказала религиовед Дарья Бохан.
Почему ковчег Завета так важен для верующих
Важный момент: согласно Библии, ковчег Завета не просто хранилище священных скрижалей. Это мощный духовный символ, с которым связаны настоящие чудеса – разрушение стен Иерихона, расступившиеся воды реки Иордан.
Когда царь Соломон построил Иерусалимский храм, ковчег поместили в особенном зале. Его называли "Святая Святых". В 586 году до нашей эры армия Навуходоносора Второго разрушила и разграбила древний город. Все ценные предметы из храма Господня оказались в Вавилоне. После этого никаких упоминаний о Ковчеге Завета в Библии нет.
"Сейчас на Храмовой горе находятся две величайших мечети ислама. Это мечеть Аль-Акса, третья по важности в исламе, после Мекканской и Мединской. Считается, что именно оттуда было совершено аль-Исра валь-Мирадж, то есть перенесение туда из Мекки пророка Мухаммеда и вознесение его на небеса. Там же находится мечеть Купол Скалы, которая закрывает тот самый краеугольный камень, в который верят и в исламе и в иудаизме. Это место сотворения мира, которое признается и христианством, поскольку Ветхий Завет иудаизма признается и христианской религией", – подчеркнула религиовед Дарья Бохан.
Подкуп исламского шейха и скандальные раскопки под мечетью Купол Скалы
Все эти религиозные тонкости мало волновали команду Монтегю Паркера. Они мечтали просто обогатиться. Горе-археологи продвигались под землей все дальше вглубь горы в поисках ковчега Завета. Но единственное, что удалось отыскать, – пару древних ламп и глиняных сосудов. Никаких следов золота или хотя бы серебра.
Работа продолжалась два года. Срок действия тайного разрешения на раскопки истекал. А успехов не было. Монтегю Паркер решился на крайние меры.
"Допускает в данном случае Паркер такой отчаянный ход, который станет его роковой ошибкой. Он в конечном итоге подкупает исламского шейха, который отвечал как раз таки за охрану и за покровительство над исламскими, мусульманскими святынями в Иерусалиме, и убеждает его, соответственно, через подкуп разрешить копать непосредственно под мечетью Купол Скалы", – рассказал историк Максим Уканеев.
По настоянию Монтегю Паркера шейх отправил всю охрану из мечети на мусульманский праздник за пределы города. Храмовый комплекс остался практически без присмотра. Девять следующих ночей люди Паркера остервенело копали в разных местах, но – безрезультатно.
На десятую ночь британский аристократ пошел ва-банк. Вместе с парой человек он залез в небольшую пещеру прямо под мечетью Купол Скалы и принялся долбить камень.
"Об этом узнают, возможно, скорее всего, просто какой-то случайный свидетель их заметил, но слух и новость о том, что под святыней идет какой-то подкоп, причем очевидным образом это люди не восточной наружности, это европейцы, это вызвало, конечно, шок, ужас сначала, а затем бурю возмущения. Среди всех абсолютно конфессий, среди всех людей, которые жили в Иерусалиме. А следом – панику и озлобление", – сообщил историк Максим Уканеев.
Как бурная деятельность "черных копателей" в Иерусалиме привела к международному скандалу
Мусульмане Иерусалима вышли на улицы города. Начались волнения. Историю подхватили СМИ. По всему миру разошлись слухи, что иностранцы похитили посох Моисея, скрижали с десятью заповедями и все сокровища Соломона. Монтегю Паркер и его приятели бежали, опасаясь за свою жизнь. Но виноватыми они себя не чувствовали.
"Искатели приключений не отчаялись. Они были готовы вернуться в Иерусалим и продолжить свои поиски, потому что считали, что их догадка верна, даже несмотря на то что она основывалась на таком недостоверном мистическом опыте одного человека", – добавила религиовед Дарья Бохан.
К слову, человек, который заварил всю эту кашу, финский поэт Вальтер Ювелиус, отплыл домой годом ранее. Он заболел малярией и горько разочаровался в затеянном предприятии.
А вот Монтегю Паркер продолжал верить в успех. В Иерусалиме тем временем вскрылись факты подкупа местных властей. Назревали массовые беспорядки. Для расследования всех обстоятельств этой истории привлекли авторитетных исламских лидеров из Индии. Комиссия пришла к выводу, что иностранцы не похищали святыни. Власти Великобритании вздохнули с невероятным облегчением.
"И, в общем, в конечном итоге хаос, который они породили, он продолжался несколько месяцев. Закончился он осознанием того, что, судя по всему, действительно, это не было какой-то целенаправленной политикой британских властей, но митинги против них устраивались, проводились регулярно. И митинги, на которых было требование еще и наказать тех, кто полез, собственно говоря, раскапывать", – уточнил историк Максим Уканеев.
Как последствия деятельности археологов-авантюристов в Иерусалиме ощущаются до сих пор
Своими бесцеремонными действиями компания авантюристов разожгла вражду, отголоски которой ощущаются до сих пор. Местные арабы поняли, что Османской империи доверять защиту святилища нельзя. Этим должны заниматься палестинцы.
Скандальная история также стала причиной конфликтов мусульман Иерусалима с еврейскими иммигрантами и паломниками, которые съезжались к Стене Плача, чтобы помолиться. Но тогда Монтегю Паркер таких последствий даже представить не мог.