Version: 1.0.2

Как российские "зубы дракона" "пережевывают" технику НАТО при обороне

Телеведущий Шевчук сообщил, что "зубы дракона" на СВО – это заграждения

Вэсэушники пытаются пробиться то на одном, то на другом участке границы, вдоль которой простирается линия обороны. И каждый раз попадают в засаду.

Украинская армия выбрала стратегию обороны с опорой на города и поселки. По сути, это готовые укрепрайоны с бетонными блиндажами и подземными укрытиями. Но есть у такой тактики и обратная сторона: в случае перерезания путей снабжения украинские гарнизоны оказываются в "котлах". Боевики все равно вынуждены бежать в поля и держать оборону в окопах.

Как устроена современная фортификация? Что изменилось за время СВО? От чего зависит ширина окопов? И как беспилотники загнали бойцов глубоко под землю? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Как устроена линия обороны

"Зубы дракона"

Линию обороны с минными полями, рвами и "зубами дракона" выстраивают заранее. За ними через сотни метров следует сеть окопов и траншей для пехоты. Это так называемая долговременная фортификация. Защитные рубежи растягиваются на несколько километров. Чаще всего они проходят вдоль границ или недалеко от крупных городов.

"Зубы дракона" – это бетонные заграждения высотой чуть больше метра. Бронетехника противника сходу не может преодолеть подобное препятствие. Для этого нужна специальная инженерная машина, которая может создать узкий проход. Обычно такие участки защитных рубежей прикрывают артиллеристы и операторы беспилотников. Они наносят огневое поражение в момент максимального скопления вражеской техники", – рассказал ведущий программы Игорь Шевчук.

Ограждения из проволоки

Помимо бетонных пирамид, инженеры возводят ограждения из проволоки. На языке военных это называется малозаметным препятствием.

"В ночное время его не видно, потому что проволока тонкая. Распутываться и запутываться можно в нем долго", – сказал военнослужащий ВС РФ.

Колючая проволока эффективна и против пехоты, и против легкой техники. Вэсэушники сняли на видео, как попали в такую западню. Проволока наматывается на колеса, из-за чего машина дальше двигаться не может и превращается в легкую мишень.

"Проволоку устанавливают там, где требуется быстро установить либо противопехотные, либо заграждения от достаточно легкой техники. Естественно, боевой танк все эти заграждения с колючей проволокой сомнет за доли секунды. Это легкие в установке, быстрые в установке заграждения, как правило, имеют вспомогательный характер", – пояснил военный эксперт, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Александр Камкин.

Глубокие рвы

Чего боятся танки, так это глубоких рвов. Такие заграждения появились вместе с тяжелыми бронемашинами еще в Первую мировую и до сих пор не теряют актуальности. Инженерная техника выкапывает ров на ширину, равную длине танка, чтобы бронемашина не могла самостоятельно из него выбраться.

"Как прорвать противотанковый ров? Засыпать. Это проще всего. Но для этого опять-таки вам нужны инженерные машины, которые будут действовать в определенной точке, а ров имеет четкую позицию, вам не нужно опять-таки пристреливать вашу артиллерию или давать какие-то сложные целеуказания", – уточнил военный эксперт Алексей Анпилогов.

Первые танки появились благодаря фортификационным сооружениям. Гусеничные машины были нужны для преодоления траншей, в которых бойцы укрывались от огня пушек. Проходимая техника была призвана вывести из тупика "окопных" боевых действий. И не только выдерживать пулеметную очередь, но и спокойно переезжать через глубокие препятствия.

"У нас габариты привязаны к ширине плеч солдата, которые должны пройти, минуя друг друга, по траншее, плюс небольшой уклон, который вырисовывается в полтора-два метра ширины по верхней части траншеи. И уже исходя из этого появляется размер бронетехники. Она свешивается с края и должна зайти на следующий край. То есть у нас минимальный размер длины опорной части гусениц – это четыре метра", – рассказал военный обозреватель, автор телеграм-канала "Русский инженер".

Полевая фортификация

На передовой бойцы выстраивают полевую фортификацию. Современная линия фронта – это плотная череда блиндажей и огневых точек. По конструкции они не сильно отличаются от укреплений прошлого века. Сверху грунт и бревна в 2–3 наката. Но если раньше главной угрозой была артиллерия, то сегодня это ударные дроны, которые залетают прямо в блиндажи. Поэтому входы в укрытия, как правило, закрывают маскировочной или антидроновой сеткой.

"Это поддержка всего этого средствами РЭБ для того, чтобы хотя бы исключить фактор дешевых FPV-дронов или дронов, работающих за счет канала радиосвязи, например, тех же Mavic со сбросами. То есть это все те факторы, которые учитывают изменившийся рисунок (конфликта – Прим. ред.). (Конфликт – Прим. ред.) стал крайне прозрачным и крайне высокоточным", – обратил внимание военный эксперт Анпилогов.

К воздушным дронам-камикадзе присоединились наземные. Их снаряжают противотанковыми минами, которые способны разнести изнутри даже бетонные укрепления.

Маскировка фортификаций

Самым главным фактором защиты становится маскировка. Укрепления с жилыми помещениями связывают не просто траншеи, а сеть подземных ходов. В подземных укрытиях проводят электричество, создают системы водоотведения, чтобы не было подтопления. По всей протяженности тоннелей подготовлены позиции для стрелков. Вээсушники признаются, что украинская фортификация сильно уступает российской.

"Россияне копают себе линии метрополитена в нашей земле. Они копают огромные траншеи, эти траншеи накрыты. То есть нам с дронов не видно, где эти траншеи. Нам видны, возможно, какие-то выходы. Опять-таки он зашел в этот выход, а выйти может через метров 500 с другого выхода. Честно говоря, нам еще нужно у них учиться и учиться", – говорит главный сержант снайперской роты бригады "Рубеж" с позывным Раптор.

Украинский волонтер показал укрепления ВСУ "премиум-класса". Окопы усилены металлическими конструкциями, а сверху прикрыты антидроновой сеткой. Однако остается вопрос, как боевики планируют вести огонь из наглухо закрытых траншей и как собираются их маскировать от беспилотников.

"Большая часть украинских оборонительных сооружений только для пиара и пригодна, потому что сейчас скорее эффективность линии обороны достигается малозаметными штуками, которые не выглядят, как такой пятизвездочный отель и как красивая картинка для телевизора", – отметил Алексей Анпилогов.

Вот и вээсэушники жалуются, что крепкие и мощные линии обороны они видят только по телевизору.

"Линии обороны есть только в нашем телемарафоне и в видосиках разных. В реальности мужики в этих посадках роют сами лопатами. Трактор если пригнали, то вообще красота", – рассказал военнослужащий ВСУ с позывным Киянин.

Как выстраивают оборону ВСУ

Многие заметили тенденцию: Киев задумывается об эшелонированной обороне, только когда российская армия развивает наступление. Так случилось и в Сумской области. Боевик снял на видео защитные рубежи, на которых ВСУ должны сдерживать наши атаки – просто сеть окопов без блиндажей и укрытий.

"Видите надежную защиту от FPV-дронов? Я тоже не вижу. И тут закопано вокруг нашего города Сумы 20 миллиардов гривен", – рассказал на видео боец ВСУ.

За съемки чудо-фортификаций вэсэушникам грозит статья о госизмене. Якобы такие видео вскрывают оборонительные позиции. На самом деле Киев просто запрещает солдатам выносить сор из избы. А тем временем Зеленский и его приближенные осваивают на строительстве фортификаций миллиарды.

"Явно, что уже никто не проверит, поскольку русская армия находится там уже в нескольких километрах. И, скорее всего, это населенный пункт, где якобы вырыли кучи окопов и поставили "зубы дракона", другие необходимые инженерные конструкции. Скорее всего, этот пункт уже будет скоро занят нашими войсками", – отметил военный эксперт, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Александр Камкин.

"Линия дронов"

Недавно Зеленский объявил о запуске нового проекта под названием "Линия дронов". Его цель – с воздуха прикрывать пехоту, создав сплошную площадь поражения беспилотниками на глубину до 15 километров. На первом этапе проект будет реализован в пяти бригадах ВСУ.

"Чем эффективнее работаем мы, тем меньше стрелковых боев у нашей пехоты, на плечи которой выпала самая сложная работа", – сказал командир полка беспилотных систем "Ахиллес" ВСУ Юрий Федоренко.

Сейчас ВСУ пытаются держать оборону в основном за счет дронов и пехоты. В одном блиндаже может сидеть целое отделение. В программе показали кадры с Запорожского направления. Наши штурмовики берут боевиков в плен. Из укрытия с поднятыми руками выходят сразу 10 человек. Замысел украинского командования прост. Пехота демотивирована. Чтобы вэсэушники не сбежали с позиций, их отправляют в окопы группами, делая ставку на стадный инстинкт.

"Нет смысла сидеть в одном блиндаже, чтобы вам прилетела какая-нибудь ФАБ-500 и вас там всех там сразу, всей ротой, как говорится, привет. Наоборот, сейчас пехота максимально рассредоточивается. Сейчас 2–3 пехотинца в хороших условиях, с хорошим моральным духом могут держать, может быть, даже до полукилометра по фронту", – пояснил военный эксперт Анпилогов.

Как изменилась оборона за время СВО

Российская армия активно использует беспилотники для отражения контратак ВСУ. В Курской и Белгородской областях вражеские бронегруппы и пехота были остановлены именно при помощи камикадзе. В отличие от боевиков, наших дроноводов поддерживает артиллерия и армейская авиация. Вертолеты уничтожают технику управляемыми ракетами. Но контролировать линию боевого соприкосновения исключительно беспилотниками невозможно.

"Существуют условия недостаточной видимости, радиоэлектронная борьба, варианты поиска, например, операторов по оптоволокну, потому что оно светится в определенных спектральных диапазонах, и очень легко определить точку, откуда идут запуски дронов. То есть все равно будут мины, малозаметные противопехотные заграждения, рвы, "зубы дракона", – рассказал Алексей Анпилогов.

Опыт СВО показал эффективность эшелонированной обороны. Разветвленная система укреплений свела на нет полномасштабное контрнаступление ВСУ в Запорожье в 2023 году. А сегодня боевики несут огромные потери у границ Белгородской области.

Спустились под землю: как работают подземные ходы под линией обороны