Роковая ошибка: как связаны зеленая энергетика и блэкаут в Испании
Вряд ли даже порномодели смогут закрыть все долги лидера киевского режима Владимира Зеленского. Да и президента США Дональда Трампа ими не возьмешь. Если серьезно, то расчет Штатов понятен. Они выигрывают в любом случае. Продолжение конфликта для них может быть даже выгоднее в финансовом смысле.
Киеву давать оружие никто просто так больше не будет. Его придется покупать. Либо самим, либо европейцам. Последние восстановить свой ВПК не смогут еще на протяжении десятилетий. Как пишет The Wall Street Journal, не поможет даже план Еврокомиссии по перевооружению в 800 миллиардов евро, который предусматривает увеличение расходов на эти цели на полтора процента ВВП. То есть даже на собственную защиту европейцам пока что предстоит покупать оружие у США, не говоря уж об Украине.
Проблема не только и не столько в том, что за последние годы снизилось оборонное производство. А в том, что выросли издержки, прежде всего энергетические. И здесь тоже вариантов немного: либо закупать энергоносители у Штатов, либо восстанавливать отношения с Россией. В общем, ловушка, из которой не выбраться. Европа уже на грани полномасштабной энергетической катастрофы. И это тоже подтвердили события минувшей недели. Корреспондент "Известий" Виталий Чащухин – о тьме, которая уже поглотила Старый Свет.
К отключению могла привести зеленая энергетика
Треть Европы – в отключке. Беспрецедентный блэкаут: за считаные секунды исчезли, погрузившись во тьму, Испания, Португалия, юг Франции. Свет погас, остановился транспорт, закрылись аптеки, магазины, пропала связь. 20 миллионов человек остались без электричества, интернета и воды.
"Сначала подумали, что это только у нас на районе. Потом поняли, это по всей стране", – заявил владелец бара Маджи Калифа.
Школы и вузы закрыты, из торговых центров эвакуируют покупателей, мобилизованы до 30 тысяч полицейский, и на биржах – самый черный в истории день.
И чем больше падало напряжение, тем быстрее рос список погибших и пострадавших: в домах – застрявшие в лифтах, пожары из-за генераторов и зажженных свечей в квартирах. Тяжелобольные буквально на последнем издыхании.
"Я не могу дышать. Без кислорода – все. У меня с собой баллон, но на 10 часов его не хватит", – заявил пациент с хронической обструктивной болезнью легких Хосе Мария Касайс.
Одни застряли в аэропортах, другие бредут по рельсам подземки, подсвечивая себе путь еще не до конца севшими смартфонами. Супермаркеты как после штурма: с полок сметено не только самое необходимое, а вообще все.
"Воды нет. Люди скупают все. Только неопределенность", – отметил врач Джоани Перес.
Магазины не принимают карты. Электроника разряжена. В кафе пытаются еще подзаработать хотя бы при свечах.
"Из-за блэкаута каждый ресторан потерял минимум 1500 евро всего за несколько часов. Это месячная зарплата одного сотрудника, чтобы вы понимали ущерб", – заявил Калифа.
Со скоростью света множились только слухи: кибератака, саботаж и, конечно же, "русский след". Куда без него – версия, от которой им уже самим смешно и стыдно.
То, что в первые дни пытались выдать за редкое атмосферное явление, похоже, оборачивается системным мегапровалом всей европейской энергетической модели, завязанной на одну только зеленую мечту.
Буквально за несколько дней до аварии Испания полностью перешла на возобновляемую энергетику, зафиксировав рекорд генерации энергии от солнца, ветра и воды.
Пять дней спустя – полный крах.
"В случае Испании, вероятно, не сработал принцип N-1, когда выход из строя одного элемента должен быть компенсирован другим. Здесь этого не произошло. Генераторы отключились, чтобы не перегореть, и система погасла почти мгновенно", – подчеркнул эксперт по энергетике Георг Захманн.
В Германии прошел антивоенный марш
Вечные противники и нынешней европейской власти, и самого энергоперехода спрашивают правящие круги не о причинах, а о личной ответственности.
"Нам говорят, откажитесь от газа, от нефти, от атома. А что вы нам дали взамен? Тьму и зависимость от погодных условий", – заявляет депутат Национального собрания Франции Марин Ле Пен.
Резервов нет, уголь запрещен, атомные станции демонтированы, газ под санкциями. Европа так увлеклась игрой в экологию, что не прошла первый же стресс-тест. Независимые аналитики в один голос указывают на хрупкость зеленой модели. В самом же Брюсселе граждан заранее теперь призывают приготовить тревожные чемоданчики.
"Речь не о войне, но мы должны быть готовы. Нужно иметь запас на 72 часа: фонарик, вода, немного еды и немного наличных. В кризис ваши карты могут оказаться просто кусочками пластика", – подчеркнул комиссар ЕС по вопросам антикризисного управления и равенства Хаджа Лабиб.
За красивыми лозунгами скрылась простая реальность: солнце зашло, а ветер исчез. Никакой надежды на природу. Но даже когда миллионы сидели с фонариками на телефонах, а в городах гудели аварийные генераторы, Европейская комиссия продолжала твердить про климатическую нейтральность, полагая, что народ стерпит.
"Граждане Испании, Португалии и некоторых районов Франции столкнулись с беспрецедентным отключением электричества. И я хотела бы поблагодарить их за спокойствие и вежливость, которые они проявили в разгар этого сложнейшего отключения", – подчеркнула председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
С другой стороны Европы, наоборот, раздались голоса здравого смысла. Деньги на ветер не пускают.
"Без восстановления поставок газа с востока можно забыть о стабильности и более низких ценах", – отметил премьер Словакии Роберт Фицо.
Немецкие компании уже кричат об этом. Согласно последнему индексу санкционной усталости, который традиционно замеряют в Германии, уровень общественного раздражения от антироссийских (и антикитайских) мер достиг 9,5 балла из 10 – рекорд с начала наблюдений. Еще громче не столько за труд, сколько за скорейший мир, европейцы вышли на первомайские демонстрации. В Германии – многолюдный антивоенный марш.
Во Франции – неминуемые столкновения с самой системой, которая доводит уже до отчаяния.
Если бы одна только зеленая политика была ошибочной. По всей остальной "брюссельской повестке" ведь точно так же: ни света, ни просвета.