"Стояли затаив дыхание": что нашли на месте Куликовской битвы
Историк Пархитько заявил, что павших воинов не хоронили на поле боя
В 1223 году битва на реке Калке унесла жизни 80 тысяч воинов. В 1380 году произошла Куликовская битва – и почти 250 тысяч убитых. В 1555-м в Судбищенской битве под Орлом полегло не меньше 20 тысяч человек.
Все цифры – приблизительные. Ведь ни на местах этих исторических сражений, ни рядом с ними археологи до сих пор не нашли следов массовых захоронений.
Существовали ли братские могилы на самом деле? И что было равносильно победе над врагом не на поле боя? Об этом и многом другом рассказывает программа "Легенды и мифы" с Александром Ингилевичем на РЕН ТВ.
А было ли сражение: почему некоторые сомневаются в реальности знаменитых битв
"Масса вопросов. Поле есть, захоронений нет, памятники стоят условно", – отметил старший научный сотрудник Института земного магнетизма Академии наук России, кандидат физико-математических наук Павел Морозов.
Из летописи известно, что в этой земле должны лежать сотни тысяч убитых, ведь здесь сражались дружины из 17 княжеств и городов. Но даже если себе представить, что армии Дмитрия Донского и хана Батея были не столь многочисленные, как утверждают некоторые ученые, ведь действительно в исторических источниках мы видим совершенно разные цифры, то все равно хотя бы одна братская могила невдалеке должна была остаться. Но могил нет. И этим аргументом даже пользуются сторонники версии того, что Куликовская и прочие битвы происходили в другом месте или их вовсе не было.
Но все на самом деле гораздо интереснее.
Что нашли на месте Куликовской битвы
Долгие годы группа ученых при помощи специального георадара исследовала каждый сантиметр Куликова поля. Казалось, новые технологии позволят наконец найти то, что так давно искали.
"Деревня Хворостенко. Это самый юг поля. И дальше на север 5 километров по всему полю мы работали 6 лет. Мы зацепились за несколько аномалий, которые обладали признаками грунтовых захоронений. Прокопали траншею в надежде увидеть в бортах траншеи срез того самого захоронения. Первая реакция очень расстроила всех. То есть ни костей, ни останков, ничего нет. Мы стояли, затаив дыхание, думали, сейчас хруст костей будет. Нет", – рассказал о ходе раскопок на Куликовом поле ученый Морозов.
Но спустя несколько недель упорство ученых было вознаграждено. На самом краю поля они наткнулись на следы траншеи. Ее очертания угадывались с трудом, но именно в ней удалось обнаружить то, что так долго искали.
"В срезе на борту этой траншеи проявилось пятно длиной метра 2–3,5, толщиной несколько, белого цвета, когда совсем высохло, в глине. Чисто по ощущениям, что, если взять ножик в глину, в ту плотную, воткнуть ее невозможно было. В верхний чернозем – очень с трудом. В этот белый слой входили легко, вот так, двумя пальцами. То есть это что-то аномальное совершенно", – добавил Павел Морозов.
Исследователи взяли пробы грунта и отправили на анализ в криминалистическую лабораторию.
И вскоре оттуда пришло экспертное заключение: с высокой долей вероятности в земле присутствуют следы праха, то есть полностью разложившихся останков.
Но установить, кому они принадлежали, людям или животным, уже невозможно. Поэтому настоящей сенсацией находка ученых так и не стала.
"Почему-то упорно все говорят, что это скотомогильники может быть, хотя такого количества скота в этом районе никогда не было, и последние 300 лет и на водоразделе никто скотомогильников не делает", – рассказал кандидат физико-математических наук Морозов.
Тысячи павших и ни одной косточки: что нашли на месте Судбищенской битвы
Всего четыре года назад – очередная уникальная археологическая находка. Но уже на месте другого сражения.
21 апреля 2021 года специалисты Института археологии РАН и Государственного музея-заповедника "Куликово поле" в районе реки Гоголь на стыке Тульской и Орловской областей обнаружили место последнего этапа Судбищенской битвы.
В 1555 году крымский хан Девлет Гирей пошел на русские земли. Его армия в несколько раз превосходила силами войско Ивана Шереметева. Но сломить оборону русских ордынцы не смогли и отступили. По приблизительным подсчетам, с нашей стороны потери составили около 5 тысяч бойцов. В три раза больше потерял крымский хан.
Битва получила название "Судбищенская". Сражались у села Судбище в Орловской области. Во время раскопок на местности были обнаружены уникальные вещи. Например, сабли, клинки которых были сломаны явно от сильных ударов. Кошелек с монетами времен Ивана Грозного. Всего 3 тысячи предметов. А еще – остатки военных каменных сооружений. И при этом ни единой человеческой косточки.
Артефакты передали в музеи и продолжили поиски. В надежде найти места захоронений ученые увеличили радиус раскопок на 15 километров. Безрезультатно.
"Не так давно вообще место этой битвы было обнаружено пять лет назад. В целом массовых захоронений, по имеющимся мне сведениям, обнаружено не было", – заявил кандидат исторических наук Александр Мартюшев.
Морги Древней Руси: почему некоторых людей не могли похоронить сразу
Историкам доподлинно известно: массовые захоронения на Руси были. Так называемые скудельницы.
В них хоронили неопознанных, бродяг, казненных, самоубийц и иноземцев.
Скудельницы, или, как их называли, божие дома, строили в холодное время года, когда вырыть могилы в промерзшей земле было просто невозможно.
"Ставили большие сараи на периферии города. Такие, например, известны в городе Орле по описаниям очевидцев. Когда умирали от голода и от нищеты, замерзали зимой бездомные люди, их свозили, стаскивали уже замерзших, окоченевших в большие сараи, скудельницы, где они находились вплоть до весны", – рассказал доктор исторических наук Виктор Ливцов.
С наступлением теплого времени года тела перезахоранивали на ближайших кладбищах. Возможно ли, что и с убитыми в сражениях воинами поступали так же? Нет, отвечают ученые. Как минимум потому, что битвы на Калке, на Куликовом поле и под Орлом происходили с мая по начало сентября. Ни о каких морозах и промерзшей земле не может быть и речи.
Первое найденное общее захоронение на поле боя удивило ученых
И все же 20 лет назад удалось найти первую могилу прямо на месте кровопролитного сражения.
В программе показали древнейшую часть Ярославля, так называемую Ярославскую стрелку. Наш телеведущий побывал на мысе у острия которого сливаются две реки – Волга и Катаросль. Казалось бы, неплохая естественная защита от захватчиков. Здесь с XI по XVIII век стоял ярославский Кремль. То, что нашли на этом самом месте, заставляет представить самую жуткую картину.
Сотни ордынских конников, звенят клинки и копья, отовсюду раздаются крики боли и ужаса. Откуда такая точность описания?
Ученые изучили останки, найденные в братской могиле. Около сотни погребенных, и все – со следами насильственной смерти.
Травмы погибших однозначно указывали на то, что эти люди пали на поле брани. Причем нападали конные воины – большинству убитых удары наносились сверху.
Но это открытие не приблизило ученых к разгадке, а только добавило новые вопросы.
"В захоронении было найдено более 70 останков людей. Удивила антропологов еще половозрастная составляющая этого захоронения, нехарактерная для средневекового города. 50% детей, 66% женщин, 34% мужчины, причем в мужской группе преобладает возраст свыше 45 лет", – рассказал археолог, сотрудник Анапского археологического музея Валерий Сотник.
"Эти люди не сразу были преданы земле. Вероятно, погибли они ранней весной в марте, а уже захоронения, такие на стыке санитарных и обычных, произошли где-то ближе к лету. Конечно, полностью соблюсти религиозный обряд было невозможно. Для кого-то вырыли ямы, часть людей даже сбросили в старый заброшенный колодец", – добавила профессор Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, доктор исторических наук Виктория Марасанова.
Но где останки защитников города?
Братских могил могло и не быть: почему захоронения тщательно прятали
Вполне возможно, что мужчинам пришлось отступить. Бой продолжился за чертой города. И не исключено, что очередная археологическая находка когда-нибудь подтвердит эту догадку.
"Грубейшая ошибка очень многих начинающих, и даже не только начинающих историков, они всегда ставят знак равенства. Место сражения – знак равенства – место погребения. Там массово должны быть обнаружены какие-то кости, останки, доспехи и так далее. Это в большинстве случаев не так, это практически всегда не так", – считает кандидат исторических наук Николай Пархитько.
Историки говорят, что скорее всего братские могилы на местах крупных сражений никогда не найдут. Павшие воины зачастую были из разных княжеств, и знатных везли хоронить туда, где они родились или жили.
Так поступили с телами легендарных героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Ослябя – увезли в Москву. Их могила находится на территории храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
А менее знатных воинов могли закопать на обычных сельских кладбищах неподалеку от места сражения.
"Территория за Доном была обитаема. Это не была дикая степь, это не было заброшенной никакой территорией. Там были селения, русские селения, там были деревни, там были поселки. И на территории этих поселков конечно же были свои кладбища. Очень может быть, что этих воинов, павших на поле брани, что их хоронили непосредственно на территории этих деревенских погостов", – рассуждает историк Пархитько.
Есть и еще одна причина, по которой археологам крайне сложно обнаружить захоронения воинов времен противостояния с татаро-монголами. Причем и своих, и чужих. В те времена разорить могилу врага означало практически то же самое, что одержать над ним победу в реальном бою. Спрятать погибших соплеменников как можно лучше было практически обязанностью выживших.