Археологи в шоке: на Куликовом поле нашли следы неизвестного народа
Археолог Сташенков: на Руси именьковцы жили на территории Самарской области
Археологическая сенсация на Куликовом поле. На месте легендарной битвы рядом с лесом обнаружили древний могильник. И он появился там гораздо раньше, чем войска Дмитрия Донского и хана Мамая сошлись в кровопролитном сражении. Едва ли не на тысячу лет. Но в этом случае обряд захоронения отличался от традиционного ритуала славян. Обычно они создавали над погребениями курганы – насыпи. А тут наоборот – вырыли ямы и заполнили углубления кремационным пеплом. Такой способ погребения использовали именьковцы. Представители этой культуры жили на территории Среднего Поволжья.
Но почему же такой ритуал в древности провели под Тулой? Зачем именьковцы сражались с грифонами? И куда пропали? Рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Народ, который бился с грифонами: почему именьковцы покинули родные края
"Искали медь, а нашли чистейшее серебро! И оно, с исторической точки зрения, оказалось дороже золота!" – так, шутя, самарские археологи говорят про Кармалинский клад. Ведь он датируется VI веком. Деревянную шкатулку с монетами, серебряным наконечником ремня и вот этим ожерельем – его называют "шейной гривной" – ученые отыскали во время раскопок в 1984 году близ села Кармалы. Хозяин припрятал сокровища в "зерновом погребе". Урожай в те времена хранили в ямах, облицованных глиной.
"Похоже, что восточные купцы шли сюда за мехами. Как это будет продолжаться и в дальнейшем. А вот монеты – это то, чем они расплачивались за какие-то нужные им товары, нужные им предметы, изделия, за пищу как раз на каких-то остановочных пунктах. Похоже, что рядом с Кармалинским городищем и располагался какой-то из таких важных остановочных пунктов на этом волжском торговом пути", – рассуждает археолог, доцент Самарского национального исследовательского университета имени Королева Дмитрий Сташенков.
Именно про обитателей городища древнегреческий историк Геродот писал: "Далеко в Скифии течет река, и живет на ней народ, имени которого неизвестно, и пока доберешься до него – поменяешь семь переводчиков. Народ этот хранит золото и защищает его от грифонов". Что же, смеются ученые, описание слишком красочное.
И все же в чем-то "отец истории" оказался прав: никаких письменных источников о себе жители Поволжья не оставили. И, как они сами себя именовали, неизвестно.
Потому именьковцами их назвали в честь деревушки, где археологи отыскали большую часть артефактов, подтверждающих существование племени.
"Культура эта существовала с IV по VII век нашей эры. И занимала огромную территорию. Это территория современной Самарской области, Ульяновской области, Татарстана, в восточных районах Мордовии, Чувашии, Пензенской области и даже на территории современной Башкирии и Удмуртской республики тоже встречены именьковские памятники", – рассказал археолог Сташенков.
Логичный вопрос – откуда же прибыл столь многочисленный народ? Вероятнее всего, с Днепра, говорят эксперты, который из-за изменений климата начал выходить из берегов. А именьковцы занимались земледелием, причем очень умело. Оттого и выбрали Поволжье, поскольку понимали, насколько благодатная здесь почва. Но, согласно другим версиям, не только это вынудило именьковцев оставить родной край.
"Скорее всего, для переселения этой группы людей за сотни, а то и тысячи километров от места своего прежнего обитания, необходимо какие-то другие причины поискать. Мне кажется, что это изменение политической ситуации на территории Днепровского региона IV века. Судя по всему, здесь особую роль сыграло уже начало эпохи Великого Переселения Народов, когда со своего места обитания была сдвинута огромная масса населения", – объяснил Дмитрий Сташенков.
Но кто такие именьковцы? И чья кровь текла в их жилах?
Ты – мне, я – тебе: как именьковцы стали одними из лучших дипломатов своего времени
Большая часть исследователей не сомневается – народ имеет славянские корни. Именно это племя упоминается в арабских источниках VIII века как "ас-сакалиба", что значит "люди с белой кожей, светлыми глазами и волосами". Так арабы часто обозначали всех славян в принципе.
"Это действительно славянская культура, потому что там есть масса интереснейших моментов. Это, опять же, и традиции домостроительства, и элементы погребального обряда, и, конечно, набор предметов материальной культуры. Так что на сегодняшний день большинство археологов России и не только России, которые занимаются эпохой раннего Средневековья, знают, что на Средней Волге существовала такая культура, как именьковская, и эта культура связана с ранним славянами", – рассказал археолог Сташенков.
Однако древние могильники именьковцев подтверждают: некоторые обряды они все же позаимствовали у других народов. Ведь славяне никогда не помещали прах умерших в могилы. Такой способ погребения племя подсмотрело у соседей – гуннов.
Кочевой азиатский народ тоже заселил Поволжье примерно в IV веке. И это те самые кровожадные, безжалостные воины, которые разрушили Римскую империю. И в то же время чинно-благородно добрососедствовали с именьковцами. А все потому, что последние были на удивление дипломатичными и умудрились наладить с воинственными кочевниками взаимовыгодные отношения.
"Степь не может жить без земледельцев, потому что кочевой образ жизни дает свои какие-то преимущества, получает скот и так далее, но хлеб, ткани и так далее, все это нужно получать, естественно, от земледельцев. Поэтому это идет постоянное взаимодействие между оседлыми племенами и кочевыми племенами, это практически неразрывная связь. Она драматичная, она сложная, это бесконечные набеги, это борьба, это дружба и так далее. Но вот так устроена жизнь в степи", – отметил историк Александр Махлаев.
Вообще такой хрупкий мир именьковцам удавалось поддерживать на протяжении веков.
Отношения, основанные на элементарном принципе "ты мне – я тебе", они выстраивали и с финно-уграми, и с мадьярами.
Словом, со всеми, кого нелегкая заносила на берег Волги.
"А это значит, что в состав населения, которое стало называться археологами именьковцами, входили и в том числе группы бывшего кочевого населения, начинавшие переходить к оседлости. И вот процесс этого взаимодействия, видимо, на протяжении IV-V веков, у нас и происходил на территории Волго-Камского региона", – добавил Дмитрий Сташенков.
Как в Волгу канули: куда внезапно исчезли именьковцы
Долгое время считалось – именно этот процесс и стал причиной того, что в VII веке именьковцы исчезли. Ни упоминаний об этом народе, ни характерных для него культурных памятников – ничего. Огромное племя будто бы растворилось. Видимо, произошла ассимиляция с другими народами, раньше думали историки. Однако сейчас у археологов появилась иная версия.
"Наконец-то нам эту загадку тоже удалось разрешить. В ходе исследования и экспедиции нашего музея и нашего университета нам удалось выявить памятники, связанные со славянской историей, которые датированы именно концом VII-VIII-IX веками нашей эры. То есть как раз тем периодом, когда здесь распространялось влияние Хазарского каганата", – объяснил археолог Сташенков.
Дмитрий Сташенков был организатором экспедиции, отыскавшей следы славянского народа, о котором ранее практически ничего не было известно.
Археолог предполагает: скорее всего, хазарский каган приказал объединить несколько племен, в том числе именьковцев, в одно большое поселение. И за дань разрешил им остаться в Поволжье.
Кто-то не захотел жить под началом каганата и решил попытать счастья в других краях. Остальные стали родоначальниками новой культуры.
"Сейчас археологи выделяют отдельную группу, называемую жигулевской археологической культурой, основной компонент которой как раз будет славянским. Не так быстро получаются у нас новые материалы. Я надеюсь, что в течение следующих полевых сезонов мы найдем гораздо больше свидетельств того, каким образом эти контакты осуществлялись", – рассказал подробности своей работы археолог Дмитрий Сташенков.
Впрочем, жигулевцы недолго были вассалами каганата. В начале Х века, как писал Александр Пушкин, собрался "Вещий Олег отомстить неразумным хазарам". И пусть он проиграл битву, а все же смог ослабить хазарское войско. Что позже позволило князю Святославу Игоревичу прогнать кочевников с Поволжья.