Version: 1.0.2

Кандалы на могиле и фрукты преступникам: как жил и умер Святой доктор

Историк Петрович: Введенское кладбище изначально было чумной ямой

Имя врача немецкого происхождения Федора Гааза, или, как его еще называли, Святого доктора, было хорошо известно далеко за пределами Москвы. "Он делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно" – так описывал знаменитого медика в романе "Идиот" Федор Достоевский. Модный в аристократических кругах врач сколотил состояние и потратил его на помощь нуждающимся. Почему же на надгробии Ссвятого доктора на Введенском кладбище висят кандалы?

Об этом рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

"Отшлифовал скульптуре грудь": "неприличный" памятник на Введенском кладбище

Бывают ли на кладбищах неприличные памятники? В Москве в районе Лефортово одно такое надгробие точно есть. Ярых поборников морали оно возмущало до глубины души. Речь идет о могиле Александра Бавастро и Эдуарда Данцигера на Введенском кладбище. Кем они были и почему похоронены вместе, неизвестно. Их имена уже посмертно прославила статуя плакальщицы на могиле.

"Мы видим то, что называется пьета. Пьета от итальянского "сострадание". Это молодая девушка, которая печалится об ушедших, таких надгробий можно много увидеть на Западе", – поведал москвовед Никита Мещеряков.

Скульптор тщательно проработал изгибы тела девушки, одетой в тонкое платье. Слишком тонкое, по мнению некоторых посетителей. В 1936 году поблизости похоронили духовника Троице-Сергиевой лавры, старца Зосиму. Он пользовался огромным авторитетом среди верующих. И когда они приходили на могилу монаха, возмущенно отворачивались от "полуголой" статуи. Однажды один паломник не выдержал.

"Паломнику, который как-то приходил к старцу Зосиме, это соседство показалось несколько вопиющим, и поэтому, вооружившись наждачной бумагой, он отшлифовал на этой скульптуре грудь", – рассказал москвовед Мещеряков.

Изначально Введенское кладбище было чумной ямой

Откуда на Введенском кладбище надгробия в европейском стиле? Этот некрополь особенный. До начала XX века здесь хоронили только иностранцев. Любители готики обожают гулять по его тропинкам и разглядывать изящные статуи, склепы, мавзолеи. Но в конце XVIII столетия, когда кладбище появилось, оно выглядело совсем не эстетично.

"Кладбище появилось во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году. Это Лефортово, исторический район Немецкой слободы, причем его окраина. То есть на тот момент это, по сути, уже за городской чертой. И там хоронили умерших от чумы, причем изначально это была чумная яма", – отметил историк и культуролог Игорь Петрович.

Трупы свозили на телегах и бросали в траншею голыми. Одежду сжигали, чтобы не распространять заразу. Когда эпидемия кончилась, Введенское кладбище стало приобретать цивилизованный вид. Появилась традиция – хоронить здесь иностранцев, неправославных христиан: католиков, протестантов, лютеран. Среди них были люди разных национальностей. Но в народе некрополь называли "немецким".

"Когда-то считались немцами не только те люди, которые живут на территории современной Германии, а вообще люди с Запада, люди как бы немые, то есть те, которые с затруднениями (разговаривают. – Прим. РЕН ТВ) или не способны изъясняться на русском языке", – рассказал Мещеряков.

Почему на могиле Федора Гааза висят кандалы

Впрочем, выходцев из Германии здесь, пожалуй, больше остальных. Доктор Федор Гааз – его настоящее имя Фридрих – с 1828 года был главным врачом московских тюрем. Он как мог старался помогать заключенным. Например, изобрел облегченную модель кандалов. Вот почему они висят на ограде его могилы.

"И этот доктор Гааз, он даже сам те кандалы, которые он усовершенствовал, носил, он пытался понять, как будут вот эти люди себя чувствовать", – пояснил Мещеряков.

Сохранились воспоминания узников, как Святой доктор помогал тем, кого отправляли в Сибирь. На свои деньги покупал им еду, лекарства, одежду. Часто устраивал арестантам праздники – раздавал в тюрьмах пряники, орехи и даже неизвестные многим чудо-фрукты – апельсины! Католическая церковь уже в нашем веке инициировала процесс канонизации доктора Гааза. В 2018-м его причислили к лику блаженных.

"Когда спрашивали, почему он просто хлеба не даст заключенным, он говорил о том, что хлеба им и так дадут. А апельсин они сейчас, может быть, один-единственный раз в жизни узнают его вкус", – добавил Никита Мещеряков.

Известные люди, похороненные на Введенском кладбище

Один из самых необычных памятников на Введенском кладбище – большой крест из железнодорожных рельсов. Под ним покоится инженер-путеец Христиан Мейен. Вклад этого иностранца в развитие России сложно переоценить.

"Он был создателем Комиссаровского технического училища. Это учебное заведение, которое готовило железнодорожников России. В то время железные дороги только появлялись, и страна нуждалась в подготовке квалифицированных специалистов", – отметил культуролог Игорь Петрович.

После революции 1917 года на Введенском кладбище стали хоронить не только иностранцев, но и русских – тех, кто жил поблизости. Среди них Виктор Васнецов, автор самых сказочных картин в истории живописи нашей страны. Его памятник украшен барельефом с изображением витязя на распутье – героя знаменитого полотна. А на могиле прозаика – певца природы Михаила Пришвина раскинула крылья волшебная птица Сирин.

"Автором надгробия был известный советский скульптор Сергей Тимофеевич Коненков. Он высоко оценивал творчество Михаила Пришвина. Птица Сирин в народной мифологии считалась птицей счастья. И он считал, что каждая строчка произведения Пришвина должна приносить людям счастье", – рассказал историк Игорь Петрович.

Чумная яма и немецкий некрополь: что таит Введенское кладбище