Version: 1.0.2

Всемирные пошлины: для чего Трамп намерен обложить тарифами весь мир

Трамп решил пойти по стопам Рейгана, вводя новые пошлины

Трамп не так уж страшно влияет на мир, но постоянно подсовывает нам темы для разговора. И это не странно. У Трампа есть только два состояния. Он либо хвастается, либо взбешен. Но у Трампа нет никакого третьего состояния. Это странно. Представьте себе задумчивого, обстоятельного лидера, который отвечает за каждое сказанное слово. Это Путин. Но это точно не Трамп. Он всегда эмоционален. 

Когда Трамп начал тарифные игры со всем миром, мир ужаснулся. А потом немного успокоился. На этой неделе Трамп снова разослал письма с новыми тарифами. Но уже никаких эмоций они особо не вызвали. Когда премьер-министр Японии Сигэру Исибо получил такое письмо про 25 процентов тарифов на все японские товары, он просто сказал, что все это достойно сожаления. Ну хоть не 35, как раньше. Подробнее – в программе "Добровэфире".

У Трампа продолжается тарифное обострение

"Завтра днем все будет дороже в полтора раза, или послезавтра дороже в три раза, но утром, или дороже, но к вечеру". Предугадать размер увеличения цен на импортные товары американцы сегодня не могут, даже если будут точно знать, когда Трамп сделает свой очередной пост в соцсети о великих и мощных пошлинах.

"Я бы сказал, что это твердые решения, но не на 100% твердые", – заявил президент США Дональд Трамп.

Следить за "твердым тарифным обострением" Трампа нелегко. Оно началось через 10 дней его пребывания в Овальном кабинете и все никак не проходит. 1 февраля Трамп вводит пошлины на товары из Мексики, Канады, и Китая. Но уже через сутки для канадцев и мексиканцев все отменяется. 

В начале марта ситуация повторяется один в один – Трамп снова вводит тарифы для Мексики и Канады, но после беседы с генеральными директорами американских автоконцернов, и опять ровно через сутки, все отменяет. 

А что случилось-то? Просто господину президенту объяснили, что такую стоимость автозапчастей и комплектующих американский автопром и конечный потребитель "не вывезут" – дорого.

Простой пример: деталь для автомобиля стоимостью 100 долларов, которую американскому автопрому поставляет Канада. После введения 20-процентных пошлин она стала стоить для потребителя 150 долларов. Почему 150, ведь 20 процентов от 100 долларов – это 20, а не 50? А потому, что продавец продает по 120, поставщик добавляет 10 за работу, а еще 20 добавляет розница, чтобы компенсировать себе ту самую пошлину в 20 процентов. 

"Это очень серьезно, серьезно бьет. Не создает дополнительные преимущества, как того хотел Трамп, а наоборот, снижает конкурентоспособность перед теми же китайцами, перед теми же европейцами, против которых он тоже ввел пошлины", – заявил доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве России Михаил Хачатурян.

Угрожая тарифами всем странам без исключения и, в первую очередь, Китаю, Трамп меньше чем за три месяца доводит мировые рынки до истерики.

"Рынки теряют доверие. А когда рынки теряют доверие, на них начинает царить страх", – говорит доцент экономического факультета РУДН Лазарь Бадалов.

Уже 9 апреля мировые рынки от страха и неопределенности "валятся". На биржах потеряны триллионы долларов – и Трамп снова дает заднюю и приостанавливает свои решения по тарифам на 90 дней. Что вообще Трамп творит своими пошлинами, сегодня не могут объяснить даже в аппарате Белого дома. Там, как и министр финансов США Скотт Бессент, могут только кивать и соглашаться.

Чтобы перестать зависеть от импорта, в США должны построить свои заводы и фабрики. Но они не появятся в один миг с подписью Трампа. А вот что этот росчерк пера точно может – это оставить американцев босыми, потому что почти вся обувь в США – импортная. Или, например, оставить американцев без чашки кофе, которая уже на следующей неделе, после введенных против Бразилии 50-процентных трамповских пошлин, станет в два раза дороже.

Японию разорили американские идеи

Вернемся к закону Линдси Грэма* о введении 500-процентных тарифов с теми странами, которые ведут торговлю с Россией. Там есть кое-что странное. Первое. Никакой речи о том, чтобы наложить тарифы на саму Россию. Ну, у нас нет со Штатами торговли. Однако поскольку время от времени появляются разговоры о возвращении американских компаний на российский рынок, то странно, что Трамп вообще не пытается ввести тарифы против России хотя бы на будущее. 

Второе. Трамп требует, чтобы законодатели позволили ему не приостанавливать эти тарифы, а вообще отменять их. Говорит, что многие европейские страны покупают нефть и газ у русских. И их нельзя фактически банкротить этим законом Грэма. 

Третье. Главные покупатели русской нефти — это Индия и Китай. Если Трамп сразу исключит Индию из-под действия закона, как своего союзника, то что делать с Китаем? Вводить против него 500-процентные тарифы? А Китай снова ответит своими санкциями? Не слишком ли это серьезная подстава? 

На самом деле Трамп не выдумывает ничего нового с этими тарифами. Он просто продолжает то, что сделал когда-то Рональд Рейган. Давайте мы с вами вернемся назад. Это 1992 год. Трамп впервые появляется в кино. Он сыграл крохотную роль в фильме "Один дома – 2". 

Съемки происходили в отеле "Плаза" в Нью-Йорке. Отмотаем время еще назад, к 1985-му. Это тот же отель "Плаза". И в нем финансисты Рейгана договорились с Японией о соглашении. Дело в том, что японская йена была очень дешевой. Между Японией и США был большой дисбаланс в торговле в пользу Токио. Поэтому американцы настояли, чтобы японцы повысили курс йены и начали покупать американские долговые бумаги. 

Американцы сказали, что теперь японцы будут купаться в деньгах, ведь у них станет в два раза больше долларов. И правда, деньги потекли японцам рекой. 

Но в начале 90-х пузырь лопнул. Разбогатевшие японцы скупили внутри страны все, что могли. Цены на жилье в Японии взлетели. Японцы стали требовать повышения зарплат. Зарплаты повысили, но тогда японские товары стали очень дорогими и западный мир перестал покупать хоть и качественные, но очень дорогие японские товары, а начал покупать пусть худшие по качеству, но очень дешевые китайские товары. 

Поэтому в девяностые японские компании начали массово банкротиться. А государственный долг Страны восходящего Солнца вдвое превысил национальный ВВП. Япония продолжала увеличивать долг, просто чтобы поддержать уровень комфорта. Но заемных средств хватает только на уже работающих японцев. Для новых ресурсов не хватает. И население Японии просто перестало рожать. Зачем рожать? Для чего? Человек может дожить до глубокой старости, а дети снижают уровень потребления и комфорта. Именно поэтому японский премьер Сигэру Исибо так вяло протестует против новых тарифов Трампа. Ничего он сделать просто не может. 

И именно поэтому Трамп, как раньше Рейган, решил сегодня сыграть в тарифную игру с остальным миром, чтобы много стран пошли по пути Японии и обеспечили Штатам комфортное существование. Трамп сделал это просто потому, что оказался машинистом огромного поезда, который движется только потому, что Штаты постоянно подкладывают ему рельсы, увеличивают потолок госдолга. Но если рельсы закончатся, если другие страны не пойдут по японскому пути, если они поведут себя, как Россия или Китай, что станет с паровозом? Он свалится.  

* внесен в список террористов и экстремистов

Всемирные пошлины: для чего Трамп намерен обложить тарифами весь мир