Version: 1.0.2

Огненный культ и башни смерти: тайны зороастрийских обрядов Ирана

Иранский праздник Чахаршанбе Сури в 2025 году унес жизни 21 человека

Праздники бывают разные: яркие, веселые и... опасные. Такие чаще всего начинаются весело, а заканчиваются давкой, жертвами и пострадавшими. Чаще всего подобное случается в Индии.

Другой опасный праздник проводят в Испании. На Энсьерро всегда есть риск угодить под копыта или на рога разъяренному быку. Даже на вегетарианском фестивале в Таиланде участники сами себя калечат, уверенные, что так они приносят жертву богам.

Так какой же праздник самый опасный на планете? Официально такого звания нет ни у одного народного гуляния, но иранский Чахаршанбе Сури мог бы побороться за место лидера. Его отмечают незадолго до Навруза – персидского Нового года.

Что толкает иранцев рисковать жизнью ради огненных ритуалов? Какие традиции делают этот праздник смертельной ловушкой? Об этом рассказали в программе "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.

Чахаршанбе Сури: праздник огня и ожогов

В программе: кашог-зани – стук ложками по тарелкам, гадания фаль-гуш и фаль-гуза, горящая рута – сожжение семян на удачу и прыжки через костры. Именно из-за них этот фестиваль считают одним из опаснейших.

В этом году на празднике Чахаршанбе Сури погиб 21 человек и почти шесть с половиной тысяч получили ожоги.

Отчего же власти не отменят такой опасный праздник? Все дело в традициях. Фестиваль появился еще во времена огнепоклонников – зороастрийцев. Эти люди задолго до христиан и мусульман поклонялись священному пламени. Они верили, что душа каждого человека – это огонь, а значит, только им можно ее очистить.

Когда-то у зороастризма было очень много адептов. Эта религия была распространена по всему Востоку. Но сегодня последователей этой религии не так уж много. Они компактно проживают в Иране, Индии и Азербайджане.

Храмы зороастрийцев не поражают своим величием. Обычно это небольшая, довольно скромная каменная постройка без архитектурных излишеств и роскошного убранства.

Храм в иранском Йезде – Язд Аташ Бехрам – один из девяти главных зороастрийских храмов с вечным пламенем Атеш Бехрам, которое добыли из 16 источников.

Посередине храма находится окно, за которым в огромном кубке горит огонь. Говорят, что этому огню 1500 лет.

Но откуда в храме, который построили только в 1934 году, взялось пламя, не гаснущее полторы тысячи лет?

Заратустра и его учение в храмах Ирана

Добро пожаловать в южную провинцию Парс в эпоху Сасанидов. 470 год нашей эры – время, когда на этих землях правили зороастрийцы, и в главном храме они зажгли высший огонь Атеш Бехрам. Отсюда его перенесли на 700 лет в Аквадар, затем на 300 лет в Ардакан и лишь в 1934 году доставили в новый храм в Йезде. С тех пор он горит здесь.

За огнем следят специальные жрецы – мобеды. Они должны защищать огонь ценой собственной жизни. Когда в Персии произошло мусульманское вторжение, многие мобеды погибли, защищая сакральный огонь. Кстати, есть довольно интересная легенда, которая гласит, что три жреца, которые пришли к Иисусу в Евангелии от Матфея, на самом деле были зороастрийскими жрецами.

Напротив комнаты с огнем висит большой портрет Заратустры. Это пророк зороастризма и проводник учения Ахурамазды, верховного бога солнцепоклонников.

Как зороастрийцы хоронили погибших?

Огнепоклонники редко принимали новобранцев в свои ряды. Они сторонились чужаков, роднились друг с другом, чтобы сохранить чистоту души. Лишь среди своих человек мог получить шанс попасть в рай. Но для этого его должны были правильно похоронить.

Согласно канонам зороастризма, тело нельзя было ни закапывать, ни жечь, ни топить. И тогда зороастрийцы придумали следующее: своих мертвых они оттаскивали в специальные места, которые впоследствии назвали башнями молчания, или дахме.

Обычно дахме строили на возвышенности в отдалении от деревень. Простым людям приближаться к ним запрещали. Даже во время похорон родственники останавливались в 90 шагах от башни.

Обычно на четвертый день после смерти за человеком приходили специальные люди – насасалары. Это была особая каста. Руки у них были завернуты в мешковину, чтобы никоим образом не касаться покойника. Они забирали тело, клали его в железный гроб, один для всех, и тащили его на башню молчания.

На этих башнях насасалары оставляли тела на съедение стервятникам. По подсчетам исследователей из Центра судебной антропологии в Техасе, птицы обгладывали мертвых до костей всего за пять дней.

Большое и довольно глубокое отверстие посередине башни молчания называется астадан. Сюда сгребали кости и все, что осталось от людей, которых съели стервятники. Во времена пандемий, когда трупов было слишком много и, соответственно, останков тоже было много, их просто сжигали кислотой.

В начале прошлого века башни молчания закрыли. По официальной причине – из соображений биологической безопасности. По слухам – из-за расхитителей останков.

После закрытия башен молчания встает резонный вопрос: как же зороастрийцы хоронят своих мертвых? Они элегантно вышли из этой ситуации и теперь хоронят тела в бетонных кубах, потому что бетон – это не вода, не огонь и не земля, никакие священные для зороастрийцев стихии. Эти бетонные кубы захоранивают на обычных кладбищах, одно из которых находится рядом с башнями молчания.

Самый опасный праздник в мире: как зороастрийцы встречают новый год