Парниковый котел СССР: как страну зажали между огнем и голодом
Июль и август 1972 года были самыми тяжелыми месяцами за историю СССР
Еще весной синоптики предрекали жаркое лето. Кое-где температура уже превысила климатические нормы на 7–12 градусов. Почему? Аномальное потепление в январе и резкое похолодание в феврале нарушили сезонные циклы. Почва в центральных регионах осталась без достаточного снежного покрова, что ускорило прогрев воздуха. Но пока это еще не катастрофа.
А вот от Великой засухи 1972 года пострадал весь мир. И наша страна не стала исключением.
В какой стране был побит температурный рекорд? Чем так опасно глобальное потепление? Какое лето считается самым страшным в истории СССР? Об этом рассказали в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
В какой стране жара невыносима физически
Объединенные Арабские Эмираты побили температурный рекорд. В городе Свейхан столбик термометра пробил отметку 51,6 градуса по Цельсию.
В Абу-Даби было ненамного прохладнее. Там температура превысила 50 градусов по Цельсию. В Дубае с 40-градусной жарой не справлялись кондиционеры. В итоге у более чем 80% трудоспособного населения страны работа фактически остановилась. Многие получили тепловые удары, ожоги и потеряли сознание прямо на рабочем месте.
И это в мае, когда календарное лето еще даже не началось.
"Увеличивается продолжительность жаркого времени, и увеличивается, собственно говоря, частота таких явлений. И если недавно еще, это в основном были какие-то месяцы июль, август, то сегодня уже такие периоды жары начинаются уже в конце июня, невыносимой жары, и продолжаются до сентября", – рассказал ведущий научный сотрудник Пущинского центра биологических исследований РАН, климатолог Алексей Карнаухов.
Еще более экстремальные температуры зарегистрировали в мае этого года в пакистанском Джейкобабаде.
В городе, который синоптики называют одним из самых жарких на планете, столбик термометра поднялся до отметки 52 градуса по Цельсию.
Причем жару люди тут перенесли куда тяжелее, чем в Арабских Эмиратах.
"В наших домах нет электричества, не работают вентиляторы, холодильники. Единственное, что нам осталось, прыгать в водоемы", – отметил местный житель.
Но дело не только в отсутствии электричества и недостатке питьевой воды. Даже если бы они были, жару в Джейкобабаде человеческий организм все равно вынести не может. Но почему?
- Во-первых, географически город попадает в так называемую подсолнечную точку, или тропик Рака. В летний сезон светило тут держится прямо над головой.
- А во-вторых, в Джейкобабаде повышенная влажность. Вкупе с большими температурами она провоцирует у человека повышенное потоотделение и то самое неприятное ощущение ломоты в костях.
"Когда увеличивается влажность воздуха, то уменьшается разница между дневными и ночными температурами. Излученный свет отражается от паров воды и возвращается обратно на Землю. Земля не остывает за ночь", – объяснил климатолог Карнаухов.
10 лет назад из-за такой экстремально влажной жары в провинции Синд, в которой находится Джейкобабад, погибло около двух тысяч человек. И ученые говорят, то ли еще будет!
Глобальное потепление и глобальные последствия: что ждет мир через 100 лет
Миллионы беженцев, разрушенные города и битва за ресурсы – скоро так будет выглядеть не сценарий для постапокалиптического фильма, а наша реальность. И виной тому – ненавистное всеми глобальное потепление.
"Если каждые 100 лет скорость потепления будет увеличиваться в пять раз, то к концу XXII века мы получим уже 20-градусное потепление. Это будет означать, что океаны будут испаряться, а территория суши превратится просто в раскаленные сковородки, на которых оставшиеся жители, если они останутся к тому времени, просто будут жариться", – заявил Алексей Карнаухов.
При этом первые звоночки надвигающегося апокалипсиса человечество ощутит на себе уже в этом году. Ученые предрекают: планету ждут ураганы, смерчи и землетрясения. Из-за таяния ледников, а следственно повышения уровня мирового океана, десятки прибрежных городов по всему миру могут уйти вод воду. Аномальная жара спровоцирует сильнейшие пожары и засуху, в том числе в нашей стране.
Но значит ли это, что повторятся ужасные события 1972 года?
Самое страшное лето: из-за чего в СССР началась сильная засуха в 1970-х годах
Всесоюзное бедствие и самое страшное лето в СССР. Так по сей день называют июль-август 1972 года. Тогда вся европейская часть страны превратилась в раскаленную сковородку. Так что же стало причиной засухи?
"Предыдущая зима была холодной и малоснежной. Это привело к тому, что земля промерзла, снега было относительно мало, весна выдалась быстрой и теплой. Снег быстро растаял, и вместо того, чтобы впитаться в почву, он стек в реки и отправился в океаны. А в почве запас влаги стал недостаточным для того, чтобы вот этот круговорот воды в природе поддерживать на необходимом уровне. Это привело к тому, что где-то в середине лета эти запасы влаги в почве иссякли", – рассказал климатолог Карнаухов.
Советский Союз оказался во власти редкого атмосферного явления, которое называют парниковым котлом. Иначе говоря, над регионом установился неподвижный антициклон, который не позволял проникать воздушным массам. Дождей в Союзе не видели целых два месяца – с начала июля. А температура воздуха тем временем била рекорды. Например, в Поволжье и на Урале столбик термометра ежедневно поднимался до отметки 40 градусов по Цельсию. Но это было только начало. За великой засухой последовали пожары.
Огнем оказались охвачены 17 регионов Советского Союза. Пожары уничтожили 6500 квадратных километров леса.
С огнем боролись, что называется, всем миром. Пожарные, милиция и добровольцы делали просеки, копали рвы и возводили насыпи. Ежедневно к местам воспламенения по воздуху доставляли более 90 тысяч литров воды. Но тщетно. Огонь отступил лишь к концу лета. Парниковый котел ушел, и начались дожди.
Но аномальная засуха еще долго напоминала о себе. Осенью в европейской части Союза вдруг зацвели деревья, которые наконец получили живительную влагу. В декабре в Подмосковье начался грибной сезон. Говорят, опята можно было косой косить. А полки магазинов тем временем стремительно пустели. На страну надвигалась новая беда – продовольственный дефицит. Советским властям пришлось экстренно закупать продукты за рубежом. И это стало для руководства СССР уроком.
"Засуха в 1972 году научила власти СССР готовиться к таким бедствиям заранее. Для этого был создан специальный фонд продовольственной продукции, также был сделан денежный фонд для закупки продукции, если это потребуется, а в Азербайджанской ССР был построен первый завод по производству кондиционеров", – отметил социолог Роман Волков.
Можно ли было избежать смога летом 2010 года
В следующий раз с подобной погодной аномалией наша страна столкнулась уже в XXI веке. И виновником снова стал тот самый блокирующий антициклон. Он держался над европейской частью России с конца июня по середину августа 2010 года. Из-за отсутствия дождей и рекордных температур воздуха – около 40 градусов по Цельсию – города превратились в парилку. По всей стране полыхали лесные пожары. Пострадали десятки населенных пунктов.
Но самой большой проблемой стал смог. Из-за горящих торфяников люди неделями не могли выйти на улицу без масок.
"Когда горит торф, то это горение происходит в условиях недостатка кислорода. И тогда в результате горения образуется не относительно безобидный углекислый газ, а очень вредный угарный газ. В некоторых регионах России в 2010 году уровень ПДК был превышен в семь раз. ПДК – это предельно допустимая концентрация", – заявил Алексей Карнаухов.
Позже эксперты установили: смога можно было избежать. Достаточно было потушить торфяники еще весной, когда они только начали тлеть. Но момент упустили. В июле локализовать возгорания было уже практически невозможно.
Пожары потушили лишь к концу лета. Тогда же начались дожди. Но чем же обернулась для нашей страны жара как в Сахаре?
- Из-за обострившихся заболеваний и лесных пожаров умерло порядка 55 тысяч человек.
- Кроме того, погибла пятая часть всех посевов.
- Из магазинов пропали некоторые продукты, например гречка. И чтобы избежать еще большего дефицита, власти временно запретили экспорт пшеницы, ржи и ячменя.
Ущерб, который засуха 2010 года нанесла экономике России, эксперты оценили примерно в 450 миллиардов рублей.