Version: 1.0.2

Цена экстрима: как люди умирают в поисках острых ощущений

Альпинисты-профессионалы рекомендовали завершить поиски россиянки Наговициной

Профессиональные каскадеры самой важной чертой характера своей профессии называют, как ни странно, страх. Именно он становится тем самым барьером, который удерживает человека от самоубийственного безрассудства. Увы, понимают это далеко не все. В России новый виток моды на экстремальные виды спорта. Альпинизм, дайвинг и тому подобное. Сотни школ и инструкторов по всей стране обещают научить покорять вершины или глубины быстро и дешево. В итоге люди теряют страх и отправляются на верную смерть в те места, куда не всегда рискуют попасть профессионалы. При этом, как отмечает корреспондент Алексей Целищев, их безрассудство обходится очень дорого не только близким, но и нам с вами. Подробнее – в сюжете "Итоговой программы с Петром Марченко" на РЕН ТВ.

Альпинистка Наговицина погибла на пике Победы

Дайверы-любители, альпинисты-энтузиасты, диггеры-дилетанты. Они идут на риск, порой даже не задумываясь о том, кто придет им на помощь в случае трагедии и в какую цену обойдется их спасение.

Эксклюзив "Известий": последние фотографии с Натальей Наговициной. Рядом – итальянец Лука Синигалья. Через несколько часов он погибнет, спускаясь с семитысячного горного пика за помощью.

В то, что сломавшую ногу во время спуска альпинистку эвакуируют с пика Победы, верила вся страна. Группы профессионалов и энтузиастов. Коптер и вертолет. Последний так и не добрался до места трагедии: рухнул вместе с группой спасателей. Ее участник, российский альпинист Баир Батуев рассказывает нам: времени на то, чтобы осознать происходящее, не было.

"Карусель уже началась такая. Не помню, кто крикнул: "Падаем, приготовиться к падению", – вспоминает российский альпинист Баир Батуев.

На спасение россиянки потратили 60 тысяч долларов

На операцию по спасению Натальи Наговициной ушло 60 тысяч долларов, хотя экстремальный тур предполагался как бюджетный. Гюнтер Зигмунд тоже участвовал в спасении российской альпинистки. Эксклюзивно для "Известий" он рассказал, как собиралась команда на самый опасный семитысячник планеты.

"Мне позвонил друг и рассказал о том, что Наталья собирает группу для восхождения. И если ей это удастся, то туроператор сделает хорошую скидку. По сути, мы даже не были знакомы друг с другом. Мы все объединились только ради скидки", – признал альпинист Гюнтер Зигмунд.

"Наталья приобрела для восхождения эконом-пакет", – рассказала руководитель туристической компании Елена Калашникова.

В эксклюзивном интервью "Известиям" глава компании, организовавшей тур, рассказывает: каждый из участников группы заплатил по 1800 долларов. Наши журналисты также изучили договор, который подписала в том числе и Наговицина: трансфер до базового лагеря, место для палатки, питание в столовой, осмотр врача. Ни слова о том, что компания обязана организовать эвакуацию в случае ЧП. Более того, альпинистка оставила расписку о том, что всю ответственность берет на себя. Этот документ мы показываем впервые.

"Я, Наговицина Наталья Игоревна, в случае, если страховая компания не подтвердит оплату, то все расходы проведения поисково-спасательной операции, транспортировки и сопутствующих медицинских и каких-либо иных услуг, будут покрываться за мой счет", – говорится в расписке россиянки.

Вот только и тут Наталья приобрела минимальный пакет – 35 тысяч долларов при страховом случае. То есть в два раза меньше того, что потратили при попытках ее спасти. И это без учета потери вертолета, который не подлежит восстановлению.

"Безрассудно покупать самую дешевую страховку. Но большинство людей все-таки не настолько безрассудны, они покупают страховку не самую дорогую, но она подразумевает простейшую эвакуацию с вертолета", – рассказал Денис Киселев, спасатель и преподаватель Центральной школы инструкторов.

Пловец Свечников пропал во время заплыва в Босфоре

Не смогла в полной мере компенсировать страховка и поиски российского пловца Николая Свечникова. В начале недели он пропал во время массового заплыва через Босфор.

Турецкие спасатели отработали только на сумму страхового случая. Даже несмотря на то, что найти Свечникова так и не смогли.

"У нас пока по конституции, если с человеком что-то происходит, безусловно, государство берет на себя расходы по его спасению. Если заплатили страховку за рубежом, то вас на эти деньги должны спасать", – объяснил член Российского союза спасателей Сергей Щетинин.

Год от года число экстремалов растет. Взбираться на пики, погружаться во впадины, прыгать с парашютом.

Рынок острых ощущений

Рынок острых ощущений не отстает от спроса. В прошлом году организаторы туристического экстрима по всему миру заработали почти 250 миллиардов долларов. Не отстает и Россия. Но кто организует туры, способные пощекотать нервы офисных клерков? Да и готовы ли они сами к тому, что их жизнь может оказаться под угрозой?

Две недели назад в Татарском проливе сотрудники МЧС спасли сотрудницу одного из российских министерств. Она ныряла на глубину 25 метров, но инструктор отвлекся. Нашли 62-летнюю женщину спустя сутки в открытом море.

Сразу 10 туристов в понедельник, 25 августа, спасли в районе вулкана Барановского. За уникальными видами они отправились с гидом, который не был знаком с местными маршрутами. В итоге пришлось поднимать вертолет и организовывать спасательную операцию, которая стоила бюджету страны миллионы рублей.

Власти Сахалина взялись за проверку индустрии. Вот только заработок на экстриме поставлен на поток по всей стране.

Эльбрус. Стартовая площадка для тех, кто только начинает восхождение на гору. Именно отсюда туристы начинают восхождение на вершину высотой 5 тысяч 600 метров.

Небольшой базовый лагерь появился благодаря усилиям самих альпинистов. При этом в рекламных буклетах местные турфирмы заявляют, что это именно они организовали все удобства. Это позволяет завышать ценник. Горный гид Сергей Савченко искренне заявляет: о безопасности организаторы туров порой совсем не думают.

"Набирают огромное количество людей, жертвуют количеством гидов. И, соответственно, безопасностью", – указал гид Сергей Савченко.

Но если в России попавших в беду экстремалов может спасти МЧС, пусть потратив немалые деньги из бюджета, то в остальных частях света подготовленных спасателей порой просто не найти.

Кладбище дайверов в Красном море

Блю Хол – возможно, самая известная вертикальная морская пещера света и одна из самых опасных. Владимир Горохов – владелец дайвинг-центра с четвертьвековой историей – рассказывает нам суровое правило: рассчитывать придется только на себя.

"Нырять нужно исключительно в паре с напарником. И второе. Если один из пары терпит бедствие, то товарищ его должен сначала озаботиться своей безопасностью, а уже затем безопасностью товарища", – рассказал Владимир Горохов.

Поэтому Блю Хол теперь называют кладбищем дайверов. Больше сотни человек остались на дне морской пещеры навсегда.

Поиски Наговициной рекомендовали завершить

Обычно остаются на горных склонах и погибшие альпинисты. Исключением стала эвакуация с Эвереста тела Абдулы Варайча. Четыре года назад его забрали с рекордной высоты 8 тысяч 650 метров. Может, поэтому сын Натальи Наговициной просил продолжать спасательную операцию, несмотря на непогоду, показания тепловизоров и рекомендации 20 опытных альпинистов. Наши журналисты получили копию. Рекомендация профессионалов: поиски завершить.

"Дальнейшая организация спасательных работ, к сожалению, может привести к очередным жертвам", – говорится в рекомендации альпинистов.

Но экстремалов редко останавливает опасность, ведь зачастую такой туризм уже не про желание пощекотать нервы. На этой неделе Эльбрус впервые покорил первоклассник. Вместе со славой ребенок неплохо заработал: отец обещал ему по рублю за каждый метр подъема на пятитысячную высоту.

"Я понимаю, как люди на это подсаживаются. Это и есть, на самом деле, зависимость", – отметил путешественник Александр Кондрашов.

Другой вопрос – чем могут закончиться такие приключения. Об этом и прожженные экстремалы, и дилетанты стараются не думать. Тем более, если уверены, что их обязательно спасут. Пусть и за чужой счет.

* Корпорация Meta Platforms, которой принадлежат Facebook, Instagram, WhatsApp и Oculus, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Цена экстрима: как люди умирают в поисках острых ощущений