"Амаркорд": что показали на русско-итальянском фестивале в Тарусе
Фестиваль со знаковым названием "Амаркорд" прошел в Тарусе, городе на берегу Оки.
На мероприятии вспомнили классиков мирового кино и одного из лучших сценаристов кино XX века Тонино Гуэрра. О кино с пристрастием – в программе "В кадре" с кинокритиком Николаем Никулиным на РЕН ТВ.
"Амаркорд" – название знаменитого фильма Федерико Феллини о его детстве. Кино в том самом узнаваемом режиссерском стиле, когда события поданы в виде мозаики, и в каждом эпизоде есть элементы и анекдота, и притчи, и просто находчивых наблюдений из жизни в провинциальном итальянском городке. Сценарий к этой ленте написал знаменитый поэт и художник Тонино Гуэрра, его философии и творчеству и был посвящен фестиваль в Тарусе.
"Тонино всегда говорил: "Я всегда старался, я не художник, это мои цветные мысли. Я просто всегда старался быть поэтом". И его называли "поэтом кино", понимаете", – вспоминает филолог, жена Тонино Гуэрра Лора.
На творческой встрече с Лорой Гуэрра, женой Тонино, которую имел честь проводить кинокритик Николай Никулин, обсуждались фильмы, ставшие культовыми для мирового кино. "Амаркорд" Феллини, "Затмение" Антониони или другой его фильм из трилогии отчуждения "Ночь". В нем Жанна Моро мокнет под дождем, пока Марчелло Мастроянни, тонкий интеллигент с толстым самомнением, обнимает других женщин. Жанна Моро бесцельно фланирует по городу, по вилле, по разрушенным фантазиям: в сердце ее героини уже нет любви, да и жизни тоже – даже психически неуравновешенная пациентка больницы вызывает больше страсти у ее мужа. Он, конечно, тот еще ловелас, но даже такой завравшийся писатель с творческим кризисом за ночь способен осознать свои ошибки, отправившись по маршруту Пруста во времена, когда он смотрел влюбленными глазами на сладко спящую мечту своей жизни.
Режиссер Владимир Хотиненко, еще один гость фестиваля, признается: российское кино всегда существовало в живом диалоге с итальянским.
"Вот эта красота, которая тебя... В которую ты погружаешься... И мы же... Сколько в литературе нашей всего о красоте, природе. В Италию ездили, чтобы пинии вот эти просто рисовать, воздух, сфумато (техника масляной живописи. – Прим. РЕН ТВ). Я думаю, вот эта метафизическая сущность", – считает Хотиненко.
Кстати, сам Хотиненко показал свой фильм "Макаров" 1993 года. В нем Сергей Маковецкий презентует тот неуверенный тип интеллигента, которого сейчас, перехватив эстафету, играет Цыганов. Необходимый герой российский жизни, что уж там. Поэт, которому лучше не доверять не то что сломанный унитаз, – пистолет опасно продать. Ведь все, что он может, это из страха быть посаженным за нелегальное ношение оружия написать добровольное заявление в милицию о случайно найденном "Макарове", а потом в суматохе назвать это постмодернистским произведением, разлагающим реальность и пошлость избитых словесных форм.
Сам Владимир Хотиненко признался, что с удовольствием пересматривает фильмы Антониони и Гуэрры, такие как "Фотоувеличение" или "Забриски Пойнт". Кино не только про отчуждение, но и про любовь. В 70-е годы Европе она казалась какой-то холодной, а в Америке – свободной. Но чтобы ее показать, нужно, конечно, многих американцев обидеть, оскорбить, устроить скандал, а лучше – улететь в пустыню. Марк угнал самолет, Дарья была на машине, встретились два одиночества, но, к счастью, не чтобы погрустить, а чтобы вы не подумали, что в творчестве Антониони все пустыни – про отчуждение. А, к слову, в творчестве сценариста Тонино Гуэрры все образы про ощущение живой жизни, счастья и любви.