Отчаяние в рядах ВСУ: зачем боевики глушат свои же дроны
Боевики ВСУ начали глушить собственные дроны
За 2024 год российские военные заводы поставили на фронт 1,5 миллиона беспилотников. Об этом на совещании по развитию отрасли заявил Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Российской Федерации Владимир Путин. При этом, по словам президента, в войсках все еще не хватает FPV-дронов – их производство надо наращивать.
На СВО дроны-камикадзе стали альтернативой артиллерии. При большей точности они дешевле. Уничтожать можно даже одиночные цели.
Сколько дронов нужно нашим солдатам ежедневно? Как на поле боя распознать свой и чужой беспилотник? Какую систему идентификации сейчас испытывают российские инженеры? И что за аналог нашей "Герани" выпустили на Украине? Об этом рассказали в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Что известно о новом украинском дроне
На кадрах показали испытание нового украинского дрона. По форме – летающее крыло. Двигатель расположен сзади. По внешнему виду это точная копия нашей "Герани". Но технические характеристики в открытом доступе пока не появились.
ВСУ ежедневно запускают свои беспилотники по российским регионам. Целями становятся не военные объекты, а жилые многоэтажки. Большинство таких камикадзе самолетного типа перехватывают средства ПВО. Новый украинский дрон, схожий с нашей "Геранью", – более сложная цель для зенитных комплексов.
"У нас разрабатывается система опознавания дронов "свой-чужой". Скорее всего, будут дроны-охотники, дроны-истребители – к этому всё идет. Поэтому будем уничтожать, другого способа борьбы нет", – отметил военный эксперт, историк Александр Макушин.
В чем особенность зенитных беспилотников
На кадрах показан перехват вражеского разведчика специальным зенитным дроном. У боевиков тоже есть такие беспилотники. В украинском репортаже авторы и эксперты утверждают, что с его помощью могут перекрыть небо уже для наших воздушных разведчиков.
"Зенитный дрон – это то решение, которое будет основным для противодействия разведывательным и ударным беспилотникам малого радиуса действия", – сказал украинский военный эксперт Анатолий Храпчинский.
Наши инженеры нашли противоядие: в беспилотники зашиты программы уклонения от перехвата. Как только к дрону подлетает вражеский коптер, тот делает маневр уклонения.
"Если несколько FPV-дронов будут подходить к тяжелому дрону, оснащенному такой системой, то в ходе резких маневров, которыми скомандует блок управления, скорее всего, дрон просто свалится в неуправляемое пике", – подчеркнул историк Макушин.
В качестве воздушных зениток используют и обыкновенные FPV-дроны. Это самый массовый вид беспилотников на фронтах спецоперации. Их применяют для уничтожения систем связи.
Роботы уничтожают блиндажи противника
Наши бойцы поражают укрепленные позиции не только воздушными дронами. К блиндажам боевиков отправляют и наземных роботов.
"Наземные беспилотники в зоне СВО применяют в качестве дронов-камикадзе. С их помощью уничтожают блиндажи и другие укрытия. Они могут разрушить даже бетонные сооружения. Дрон несет на себе несколько противотанковых мин, внутри каждой – около 10 килограммов тротила", – рассказал ведущий программы Игорь Шевчук.
Как работает система "свой-чужой"
Небо в зоне СВО буквально кишит беспилотниками. И вээсушники в последнее время стали глушить все дроны, не различия, где свой, а где российский. Об этом пишет издание Business Insider. И наша, и украинская армии используют практически одинаковые коптеры.
"В бою у человека психика находится так, что он на пределе своих нервных возможностей. Он заметил боковым зрением движение в воздухе, он будет его глушить. И наплевать ему, свой этот коптер или не свой. Его задача – свою жизнь сохранить", – указал военный эксперт Макушин.
Наши оружейники уже проводят испытания системы "свой-чужой" для беспилотников. Известно, что инженеры планируют устанавливать в дрон радиоопознаватель весом всего 90 граммов. Это позволит использовать его с любыми типами беспилотников. Электронный чип будет передавать информацию на наземные станции обнаружения. А это позволит различать свои беспилотники на высоте до 5 и на расстоянии до 100 километров.
Зная, где находятся свои дроны, нашим бойцам будет проще бороться с чужими. На кадрах показали, как мобильная группа радиоэлектронной борьбы разворачивает глушилку от FPV-дронов.
"За сутки на одном средстве может быть подавлено около 20 FPV-дронов", – поделился подробностями командир роты радиоэлектронной борьбы с позывным Близнец.
В последнее время всё чаще применяют дроны на оптоволокне. Их нельзя заглушить, но можно сбить из стрелкового оружия. Конечно, попасть в дрон из автомата – это большая редкость. Эффективнее использовать ружья. Патроны с дробью создают облако поражающих элементов, как у зенитной ракеты.
Работа группы прикрытия
Тренировка мобильной группы прикрытия от дронов. Стрелки в кузове. Занятия с нашими солдатами проводит чемпионка России по практической стрельбе Анна Тарасова.
"Ребята здесь мотивированы. Это не какие-то спортсмены, которые "пойдет, не пойдет". Здесь у ребят нет вариантов, чтобы не пошло. Поэтому они очень быстро хватают", – заметила чемпионка.
Такие группы прикрытия с гладкоствольными ружьями теперь есть в каждом подразделении на линии фронта.
"Если стрелять дробью, то есть зарядом, который дает распыление небольших зарядов свинца, то это гораздо эффективнее. И сейчас, если мы рассмотрим именно антидроновые образцы оружия, они все основаны на этом принципе", – отметил военный эксперт Макушин.
Сколько нужно дронов-камикадзе ежедневно
Параллельно с защитой от вражеских FPV-дронов необходимо наращивать и выпуск собственных камикадзе. Всего один дешевый беспилотник способен обездвижить и подбить танк стоимостью несколько миллионов долларов. В нашей стране различные беспилотники делают сотни компаний. Но мастерских, выпускающих именно FPV-дроны, всего несколько десятков.
"Нужны государственные вложения и госзаказ на эти вещи. Ведь в чем сейчас проблема? Большая часть FPV-дронов производятся и закупаются в основном гражданским обществом. Об этом сейчас много говорят, определенные подвижки есть. Так что я думаю, что эту проблему мы тоже решим в ближайшее время", – заключил историк Александр Макушин.
Сколько ударных беспилотников каждый день необходимо нашей армии в зоне спецоперации? Эксперты говорят, что не меньше одного дрона-камикадзе на каждый километр фронта. Сейчас он растянулся почти на две тысячи. А значит и беспилотников потребуется немало. Дронов, как и патронов, много не бывает.