Ничего не нашли и отпустили: для чего танкер Boracay задерживали во Франции
Президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании дискуссионного клуба "Валдай" назвал задержание танкера Boracay у берегов Франции пиратством. И он сделал это непросто так, ведь пиратство – уголовное преступление. Причем, к пиратам нет и не может быть пощады.
Прозвучала на "Валдае" и еще одна принципиально важная ремарка российского лидера: Франция утверждает, что задержанный танкер часть так называемого "теневого флота" России, но в том же международном праве такого понятия, как "теневой флот", нет.
Почему это замечание принципиально – инцидент с танкером, который 3 октября был отпущен из-за отсутствия каких-либо доказательств, нельзя считать единым. Это просто еще один пример, и весьма яркий, того, как право подменяется некими неписанными правилами, которые в итоге позволяют Западу делать все, что он хочет. Подробнее – в сюжете корреспондента Леонида Китраря для "Итоговой программы с Петром Марченко".
Задержание танкера Boracay
Танкер Boracay, вышедший из российского Приморска, французы задерживали с помощью эсминца и спецназа. Причем, в международных водах. Задержание судна никто толком не объяснял.
"В связи с предполагаемым правонарушением, совершенным судном Boracay, в соответствующую прокуратуру Бреста было направлено заявление. Ведется расследование", – лишь заявили в пресс-службе ВМС Франции.
Уже 3 октября, спустя пару дней после задержания, танкер отправился дальше по маршруту. Французская прокуратура сообщила, что капитан должен в феврале явиться в суд и объяснить, почему он отказывался подчинятся ВМС Франции. Других претензий нет.
"Смешанная команда. Капитан – китаец. Личный состав разных национальностей. Ничего не нашли, не извинились и отпустили его. Вот это, что называется, пиратство", – сказал руководитель экспертного совета по обороне Госдумы РФ Борис Усвяцов.
История с задержанием танкеров случается во всех странах европы. То же судно, но под именем Кивала уже задерживала весной Эстония. Их претензии – проблемы с документами.
"У судна не было государственного флага. Эстония задержала судно для проверки", – заявил начальник отдела пограничной службы Департамента полиции и погранохраны Эстонии Вейко Коммусаар.
Документы оказались в порядке. Судно быстро отпустили. Еще один танкер – Eagle S, задержанный Финляндией за якобы повреждение кабелей – отпущен. Суд снял все обвинения с команды и обязал Хельсинки выплатить морякам 200 тысяч евро компенсации.
Даже несмотря на то, что конфисковать нефть, как и сами танкеры у Европы не получается, каждый такой случай имеет свои последствия.
"Это сигнал участникам оборота судовладельца по рынку в целом о том, что риски теперь возрастают. И если раньше это были какие-то эпизодические моменты, то теперь они переходят к более активным действиям", – уточнил юрист морского права Константин Путря.
К рискам финансовым Европа, особенно восточная, добавляет и военную истерию.
"Учения НАТО на Балтике стали фактически круглогодичными, плавно перетекая одно в другое. Корабли даже не уходят домой, а просто остаются у берегов Эстонии, Латвии, Литвы и Польши", – уточнил корреспондент.
Почему Европа устраивает провокации на Балтике
Торговый флот, по мнению западных стратегов, – слабое место России. Именно поэтому на него и давят. Как умеют.
"Балтика – это основные морские ворота России. Именно здесь идет основной грузовой поток, как в страну, так и из страны. От мирового океана эти воды отделяют только Датские проливы, которые, несмотря на близость берегов, считаются международными водами. Еще один плюс – Балтийское море небольшое, и обеспечить безопасность силами флота возможность есть всегда", – отметил корреспондент.
Игорь Курдин в отставку вышел в звании капитана 1 ранга. Подводник – командир стратегического подводного ракетоносца. Прекрасно знает, что такое вырываться из-под плотной опеки вражеского флота. А Запад сейчас к этому и стремится – запереть российские силы в базах.
"Задача деблокировать наши силы, это, наверное, одна из главных задач нашего флота на Балтике. Надо изучить, хорошо изучить, опыт предыдущих войн, и Великой Отечественной, и Первой мировой", – сообщил он.
Как ЕС пытается использовать замороженные активы РФ
Но если флот военный и торговый и даже нефть – это осязаемый актив, который можно попытаться физически ограничить или отнять, то финансы – совсем иное.
Российские активы в Европе к началу СВО представляли из себя в основном государственные облигации – ценные бумаги стран Европы. Просто отобрать из значит – обрушить собственную экономику. Но со временем облигации погашались и сейчас на счетах ЦБ РФ в Европе оказались живые деньги. Десятки миллиардов евро.
Проценты по ним европейские столицы уже используют. Хотя, с юридической точки зрения это незаконно. И даже это уже сказалось на европейской экономике.
"Другие иностранцы, конечно, и на изъятие нашей прибыли тоже смотрят очень осторожно, они прекрасно понимают, что если завтра что-то они сделают не так, у них точно так же все заморозят и точно так же отберут", – дополнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Основную часть средств Берлин, Париж и Брюссель трогать опасались. И три года пытались придумать, как бы похитить российские деньги и не получить при этом репутацию вора.
В итоге, придумали схему, по которой Европа создаст специальную компанию. Она выпустит долговые обязательства для финансирования Украины. Причем, ровно на ту сумму, которая лежит на блокированных счетах российского ЦБ. Эти деньги и будут использовать чтобы покрыть долговые бумаги. Причем, под госгарантии стран Еврозоны и "Большой семерки".
То есть, российские средства, юридически, вроде как инвестируются в ценные бумаги. Но получить их обратно Москва сможет только когда санкции будут сняты.
"Когда Европе придется возвращать деньги по облигациям – их придется искать в собственной экономике. И это тупик. Они сами себя в него загнали", – отметил политолог Айке Хамер.
Больше того, этот тупик означает, что восстановление отношений с Россией теперь грозит европейским экономикам дефолтом. А значит, элиты Старого света сделают все, чтобы война продолжалась, как минимум, до последнего украинца.
"Это очень опасный путь. Как только активы начнут отбирать это автоматически сделает Европу соучастником войны", – дополнил депутат Европейского парламента Николас Фест.
Реализовать новую схему отъема денег пока не решились. Евробюрократы знают: активы Старого света в России сравнимы с теми суммами, что они блокировали на счетах. И как только коллективный Брюссель решится в очередной раз отменить правила РФ ответит зеркально. И потратит их деньги, но уже на себя.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям