Version: 1.0.2

Реальная и захватывающая история: каким получился детектив "Дорогой Вилли"

Премьера политического детектива "Дорогой Вилли" состоится 1 ноября на РЕН ТВ

Уровень нынешних западных лидеров и политиков – это даже не троечники, скорее, неучи, не знающие даже недавнюю историю и не понимающие известный постулат о ее цикличности. В реальности, все, что происходит сейчас, уже было, и совсем недавно. Параллели, когда начинаешь изучать детали, порой, потрясают своими совпадениями. 1 ноября на РЕН ТВ состоится премьера политического детектива "Дорогой Вилли". Это художественный сериал, но в основе сценария – не просто реальные события, а засекреченные документы, которые явно бы стоило изучить и современным европейским лидерам. Продолжит тему европейский корреспондент Виталий Чащухин. Подробнее – в "Итоговой программе с Петром Марченко".

Сделка, которая изменила Германию

Настоящее немецкое чудо – не план Маршалла, а советский газ. Тайная сделка, которая на самом деле изменила Германию. В 70-х, несмотря на санкции и давление Запада, Берлин и Москва провернули операцию, которую сегодня назвали бы "энергетическим переворотом века": договор "газ в обмен на трубы", заключенный тайно, в обход спецслужб, НАТО и Белого дома. Личный сговор Брежнева и Брандта. Даже в самые трудные времена, когда каждый держал друг друга не просто на прицеле, а на ядерной мушке.

"В те годы в Германии ходила фраза: "Чем ближе ракеты, тем больше погибнет немцев", – отмечает немецкий историк Франк Шуман.

Вот что нужно было бы взять и сегодняшней Европе на вооружение, как тогда: возможность взрывного экономического роста, а не возведение новых дроновых стен.

"Европе без наших энергоресурсов обойтись будет не просто очень сложно, а драматично, я бы сказал так. Они, очевидно, будут стремиться к тому, чтобы в конце концов, так сказать, вот эти реалистичные, так сказать, интересы победили", – отмечает доктор исторических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ Яков Пляйс.

Последний министр иностранных дел ГДР на собственном опыте знает: дипломатия в тот момент тоже полностью иссякла.

"Мир был вооружен до предела. Западногерманское правительство не признавало ГДР. С этой политикой невозможно было двигаться дальше", – рассказал РЕН ТВ последний министр иностранных дел ГДР Маркус Меккель.

Полвека спустя история повторится в четырехсерийном сенсационном фильме.

Двойная игра актеров

Захватывающая двойная игра политиков и актеров. Сергея Маковецкого будет не узнать, но и советского Ильича тоже. Не шамкающий старец, а молодой и энергичный. Другой Брежнев. Спасший мир от неминуемой гибели.

"Я посмотрел очень много документальных кадров того времени. Я убедился, что Леонид Ильич Брежнев в те годы был невероятно собран, невероятно жизнерадостный. И действительно, для него "мир во всём мире" – это не были пустые слова", – говорит актер Сергей Маковецкий.

Фильм, который так и называется. "Дорогой Вилли". И он будет в исполнении Кирилла Кяро. Он не просто уловил интонации канцлера – заговорил по-немецки.

"Это, конечно, очень было сложно, потому что, во-первых – немецкий вообще не родной мне язык. Я не изучал его в школе. Если английский ты хотя бы учишь, он у тебя на слуху, то немецкий вообще нет", – отмечает Кирилл Кяро.

Эпоха "линии смерти"

Время, когда между Востоком и Западом проходила самая настоящая "линия смерти" , которую удалось переступить.

"Город, уже разделенный стеной и ставший ареной самой большой политической драмы XX века. Здесь и начинается малоизвестная история, которая полностью переворачивает привычные представления о холодной войне", – говорит корреспондент Виталий Чащухин.

Из Москвы в Берлин должна выдвинуться особая миссия. Брежнев лично поручает Андропову: "Найди человека не из органов". Выбрали двоих: Вячеслав Кеворков, германист и публицист, а также его напарник – сотрудник тогдашней советской газеты "Известия" Валерий Леднев.

"Эта миссия должна была быть тайной, потому что было очень много противников так называемой восточной политики Германии, налаживания отношений между Берлином и Москвой", – говорит главный редактор журнала "Международная жизнь", внештатный советник главы МИД РФ Армен Оганесян.

"История невероятная по-киношному"

Именно об этом не просто исторический сериал, а по-настоящему большое шпионское кино о еще одном невыученном уроке Запада. Один из создателей и автор сценария фильма, тот, кто далеко не первый раз раскрывает для зрителей РЕН ТВ самые сокровенные "военные тайны" – Игорь Прокопенко. Подлинные документы, стенограммы и его личные архивы, собранные за 20 лет, легли в основу не только художественного, но и документального сериала. Оба проекта выйдут практически одновременно.

"История настолько красивая, настолько захватывающая, настолько невероятная по-киношному, что просто сделать документальный фильм – это всю историю не исчерпать", – отметил писатель, документалист, ведущий программ "Военная тайна" и "Самые шокирующие гипотезы" на РЕН ТВ Игорь Прокопенко.

Реальные участники событий

С немецкой стороны главным "архитектором" новой "Остполитик" станет Эгон Бар – ближайший соратник Вилли Брандта. РЕН ТВ покажет уникальные интервью с участниками тех событий, записанные лично Игорем Прокопенко.

"Если отношения между Германией и Россией хорошие, значит, в мире – мир, а в Европе – стабильность. Но разворот к миру сделать страшно трудно. Это как сдвинуть танкер", – рассказывает статс-секретарь правительства Вилли Брандта Эгон Бар.

Именно с таким посылом Эгон Бар приезжал с ответными тайными поручениями Брандта, добираясь на черных "Волгах" к Ледневу в подмосковное Переделкино. Сын журналиста-разведчика впервые раскроет секреты своего легендарного отца.

"Никто, кроме него, не заходил. Машины, которые его привезли, оставались за воротами. Потом поднимались на второй этаж к папе и долго-долго там сидели, разговаривали", – говорит сын Валерия Леднева, Сергей Леднев.

Результат усилий и встреч – сотрудничество

Выходит, даже когда все линии между двумя противостоящими блоками оборваны, все равно можно оставаться на связи.

"Бар и Брандт действовали вопреки Вашингтону. Их "Остполитик" стала началом конца холодной войны. Сегодня в Германии снова спорят – нужна ли разрядка. Но урок 1970 года ясен: без доверия мира не будет", – отмечает немецкий историк Франк Шуман.

Результат этих многолетних усилий и регулярных встреч – ошеломляющий. Заложен фундамент Новой восточной политики. Московский, Варшавский, Берлинский договоры, а также Заключительный акт в Хельсинки – долгожданное признание ГДР и отказ со стороны Западной Германии от всех территориальных претензий.

"Это была большая политика, в которых два больших политика сошлись взглядами на том, что надо делать разрядку, как говорили мы, и что надо привлечь мирные инициативы", – отмечает журналист, писатель-документалист, историк спецслужб Николай Долгополов.

Послевоенный порядок в Европе был задокументирован, сферы влияния справедливо поделены, а вместо холодной войны – такой же холодный расчёт. Дешёвый советский газ пошёл в Европу через Уренгой – Помары – Ужгород. Газопровод, который действительно стал топливом для Европы и ключом к немецкому промышленному подъёму.

Крупнейший экспортный проект и для самой Германии: немцы не просто получали газ – они строили саму инфраструктуру, продавали технику, компрессоры, трубы, насосы.

"Началось огромное экономическое сотрудничество. Пошел в Германию дешевый советский газ. Более того, что произошло? Сразу же под американские санкции попала Германия и Советский Союз. Потому что Вашингтону, как и тогда, битва за газ продолжается, просто сейчас эту историю переломили", – указывает Игорь Прокопенко.

Вмешательство США

Вашингтон и тогда действовал по знакомым лекалам: пытался заблокировать проект, вводил санкции против немецких компаний, запрещал поставку оборудования с американскими технологиями. В этом смысле холодная война вовсе не заканчивалась. И все же канцлер Гельмут Шмидт, а затем Гельмут Коль, поддержали курс, начатый Брандтом: газ важнее указаний из-за океана. Германия фактически нарушила санкционный режим и выбрала прагматизм.

Штаб-квартира сегодняшних социал-демократов в Берлине названа в его честь – Willy Brandt Haus. Многообещающая вывеска, за которой, впрочем теперь скрывается иная европейская архитектура.

Смена политиков – но не политики, так что история повторяется и в обратную сторону. Санкции вновь разделили Восток и Запад, газ перекрыт, заводы теряют смысл существования, и решения принимаются не самим Берлином.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Реальная и захватывающая история: каким получился детектив "Дорогой Вилли"