"Уралы" экспортируются по всему миру: как советская легенда стала символом США
Мотоциклы "Урал" успешно экспортируются по всему миру под американским брендом
В конце 90-х в угоду моде на все западное распродавалось и выбрасывалось на помойку практически все, что возможно. Тут прекрасный пример, история технологического чуда советских времен – мотоцикла "Урал". Простой, мощный и надежный – он в какое-то время стал своего рода символом страны. Почему теперь этот символ стал американским, выяснил корреспондент Игорь Капориков. Подробнее – в сюжете "Итоговой программы с Петром Марченко" на РЕН ТВ.
Советский мотоцикл полюбился американцам
Ярко-синяя окраска, вместо метала – пластик. В Сиэтле презентовали новое поколение легендарного "Урала". Рядом классическая модель, в Америке безумно популярная. Два таких в коллекции у Брэда Питта. На наших "Уралах" ездят Том Круз и Юэн Макгрегор, Киану Ривз и король Иордании Абдалла II.
"Это, по сути, единственный мотоцикл с коляской и приводом на нее. Это ретро-модель, которую до сих пор перевыпускают, и ездить на ней – настоящее удовольствие", – говорит владелец магазина и мастерской Ural am Funkturm Петер Хайдингсфельдер (Дортмунд, Германия).
Советская легенда, уникальный мотоцикл с коляской, только теперь с американским гражданством и импортными комплектующими. От родного – только рама и эмблема. Собирают под заказ.
"Он вообще индивидуален, одних составных решений порядка 280. То есть цвет, комплектация его, одних сидений – шесть вариантов, и так далее", – рассказал генеральный директор представительства Ирбитского мотоциклетного завода Денис Кузнецов.
Завод, где производили советскую легенду, заброшен
В Ирбите когда-то собирали тысячи мотоциклов в год, сейчас же на месте некогда легендарного завода – заросли и развалины. Завод охватывал огромную территорию – 43 гектара земли. Но от некогда гигантского предприятия сегодня осталась только пара цехов. Распад Советского Союза обернулся катастрофой для многих промышленных гигантов. Ирбитский мотоциклетный завод не стал исключением. Именно в 90-х, когда под лозунгом приватизации разворовывали страну, завод попал в руки бизнесмена Кахи Бендукидзе.
"В черных пиджаках парни пришли и предложили людям за их акции какие-то деньги", – сказал бывший инженер Ирбитского мотоциклетного завода Виктор Завьялов.
Виктор Завьялов – бывший инженер, а в 90-е – один из поставщиков деталей для завода. Вспоминает, как ИМЗ находился на грани выживания: руководство расплачивалось с ним не деньгами, а ценным оборудованием. Вот самый раритетный станок, до сих пор работает.
"Вот так штампуется знаменитый логотип "Урала". Станку, кстати, лет 200, не меньше, был произведен в Англии, потом долго проработал в Германии. В 46-м году, по репарации, был доставлен в Ирбитский мотоциклетный завод", – сообщил корреспондент Игорь Капориков.
Именно оборудование привлекло Каху Бендукидзе. Завод он выкупил за пять миллионов долларов.
"Уважаемый товарищ первым делом, став собственником завода, он снял эту штамповочную линию, продал, окрасочную линию продал. Все, что еще какую-то ценность на рынке представляло, продал", – отметил основатель мастерской "ТРУ-мотор" Василий Бирюков.
Возможно, именно здесь много лет назад находилась та самая штамповочная линия. Это один из производственных комплексов мотоциклетного завода в Ирбите, точнее то, что от него осталось. Здание было построено в 1989 году и, возможно, здесь должны были собирать мотоциклы, но вместо этого – мусор и горы автомобильных покрышек. Крепкий хозяйственник, Каха Бендукидзе сметал все на своем пути. Правая рука Березовского. В зоне интересов олигархов оказались стратегические предприятия, входящие в отрасль тяжелого машиностроения. Все это уходило с молотка.
"Строить новые предприятия невозможно – это очень дорого. Это нужен такой объем инвестиций, который невозможно достигнуть. А проводить реновацию существующих весьма затруднено", – говорил предприниматель, бывший генеральный директор компаний "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе.
Позже, по просьбе бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, Каха Бендукидзе займет пост министра экономики страны. Сторонник идеи цветных революций в 2014 году перебрался на Украину и вошел в национальный совет реформ Незалежной.
"Бархатная революция – это то же самое, что и оранжевая революция в Киеве. Это же все детище одного монстра, то есть вот это deep state, это глобальное правительство", – считает политолог, писатель, аналитик Лали Морошкина.
Бренд "Урал" перевезли в США
В 2000 году завод обанкротился. Предприятие выкупили его же топ-менеджеры. Правда, теперь "Урал" стал далек от Урала как никогда. Предприятие снова меняет название и становится ООО "ПК Ирбитский мотоциклетный завод" со штаб-квартирой в Вашингтоне. Туда же в 2003 году переезжает и нынешний директор – Илья Хаит. "Урал" стал штучным товаром. Если раньше с конвейера могло сходить до 130 тысяч мотоциклов в год, то теперь собирают максимум 150. Основное производство перевели в Казахстан.
"Законы в России и Казахстане похожи, границу пересечь – не проблема. Это был самый быстрый способ вывезти нашу сборку из России и перезапустить производство. Вот почему Казахстан", – пояснил генеральный директор Ирбитского мотоциклетного завода Илья Хаит.
В России мотоциклы с коляской, по словам бизнесмена, менее востребованы – иная картина за океаном. Соединенные Штаты приносят компании целых 60% всех продаж. И это не единственное направление – "Уралы" успешно экспортируются в Канаду, Японию, Австралию, страны Евросоюза, Китай, Индонезию, Филиппины, а также в Южную Америку. Новый "Урал Нео", или "Урал" 500, легко перепутать с китайским байком Yingang SUV, и тоже – 500. Видимо, неспроста на заводе в Ирбите висели такие памятки от директора, особенно интересна вот эта строчка – "Русское не брать".
Сегодня "Урал" снова на ходу и в зоне СВО
"Закупили три модели с коляской и две одиночки. Испытание проводим. Постараемся доработать", – указал исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода Владимир Курмачев.
Вот только "Урал" всегда был нашим народным мотоциклом, да еще и двойного назначения. "Урал" для разведчиков своими руками собрали умельцы из Нижнего Тагила, а это уже модель для медиков со специальной расширенной коляской. Мотоциклы полностью перебирают, модернизируют, перекрашивают. Делают все, чтобы на фронте они не подвели.
"Мотоциклы в основном ищем в интернете, покупаем, опять же, повторюсь, за свои средства. Много людей обратились и отдали свои мотоциклы совершенно бесплатно", – поделился руководитель сервисного центра Николай Трошин.
По всей территории бывшего Советского Союза "Уралы" собирает и коллекционер Борислав Казанкин.
"Это память рода. Он зашит где-то в ДНК у нас, этот "Урал". Это вот что-то такое, что мы как нация, Россия, СССР, угадали и сохранили где-то внутри", – заключил путешественник, коллекционер мотоциклов "Урал" Борислав Казанкин.
Потеря такого народного бренда, как "Урал", лишний раз показывает, что пренебречь прошлым, значит лишить будущие поколения ценных технологий и уникального опыта, который мы утратили навсегда.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям