Version: 1.0.2

Ретро стало золотым: в шоу-бизнесе развернулась битва за права на старые хиты

Песни 90-х превратились в актив, за который бьются так же ожесточенно, как когда-то боролись за места в хит-парадах.

26 ноября суд вынес приговор актрисе Аглае Тарасовой, которая в конце августа была задержана на границе при въезде в страну с вейпом, содержащим масло каннабиса. Следствие квалифицировало ее действия как контрабанду наркотиков.

Напомним, тогда на защиту Тарасовой встали многие именитые коллеги по цеху. Но замять скандал не удалось. Актрису признали виновной и приговорили к трем годам лишения свободы условно и штрафу в 300 тысяч рублей. Суд учел раскаяние и назначил самое мягкое наказание.

Правда, и прокуратура тоже была достаточно мягка: обвинение тоже настаивало на условном сроке, правда, на полгода больше. Решение действительно можно назвать милосердным. Юристы обращают внимание на судебную практику: по статье за контрабанду наркотиков, вне зависимости от объема, мягкое наказание встречается крайне редко. В основном все обвиняемые получают реальные сроки.

Также суд вынес приговор четверым участникам аферы с квартирой Ларисы Долиной. Они помогли мошенникам завладеть жильем и сбережениями певицы. Именно с помощью этих преступников деньги были выведены на сторонние счета и ушли непосредственным организаторам схемы.

По приговору, дропперы получили от 4 до 7 лет тюрьмы, кроме того, они должны будут выплатить многомиллионные штрафы. К тому же и самой обманутой певице удалось поставить точку в спорах о своей проданной квартире – кассационный суд подтвердил законность возвращения Долиной ее жилья.

Казалось бы, правосудие восторжествовало. Преступники наказаны, жертва вернула свое. Но точку ставить рано. До сих пор никто не может дать внятный ответ, а что делать тем, кто думал, что покупает у артистки элитную квартиру стоимостью 112 миллионов рублей совершенно честно? Ведь они к этой преступной схеме никакого отношения не имели, но в итоге лишились и колоссальной суммы, и заветных квадратных метров.

Но имена и Тарасовой, и Долиной были не единственными звездными, что упоминаются в криминальном контексте. Легендарный продюсер "Ласкового мая" Андрей Разин объявлен в международный розыск по делу о мошенничестве в особо крупном размере. И там тоже причиной стали не только жадность, но и серые зоны российского законодательства. Подробнее – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Вячеслава Николаева для "Итоговой программы с Петром Марченко".

"Великий и ужасный Разин"

Группа "Ласковый май" – подростки из интерната, порвавшие в клочья шоу-бизнес. Но когда сказочный флер вокруг коллектива рассеялся, выяснилось: "серый кардинал" Андрей Разин годами эксплуатировал исполнителей. Он присвоил авторские права и сколотил целое состояние. По версии следствия, ущерб – полмиллиарда рублей.

И вот 25 ноября "великий и ужасный Разин" объявлен в международный розыск. Сам он уверяет: еще в 1992-м получил права на песни "Ласкового мая", выплатив автору Сергею Кузнецову 100 тысяч рублей. И с тех пор повторяет: без него Шатунов и Кузнецов – никто.

"Андрей Разин вытащил из тюрьмы Сергея Кузнецова, который был арестован за кражу аппаратуры. Записал Юру Шатунова, который в бегах тоже находится", – заявлял Разин.

После смерти Шатунова и Кузнецова их семьи впервые заговорили. В эксклюзивном интервью "Известиям" вдова Шатунова, Светлана, утверждает: прессинг со стороны продюсера не прекращался никогда.

"Все что касается господина Разина, мне тяжело говорить о поведении этого человека, потому что преследование и давление с его стороны сопровождали моего мужа очень долгие годы, и даже после смерти он не проявляет уважения к памяти человека", – сообщила она.

Родственники оспорили сомнительный договор 1992 года.

"Вот тот самый договор о передаче прав на музыкальные произведения 1992 года, который был якобы подписан Кузнецовым", – сказал адвокат Анатолий Семенов, демонстрируя копию документа.

Оригинала договора никто не видел. И подписи выглядят сомнительно.

"Подпись Кузнецова выделяется более жирным шрифтом, чем эти две подписи. Они явно выполнены одной рукой, а может быть, одной ручкой", – уточнил адвокат.

Суд признал договор ничтожным, а доходы по нему – незаконными. Так звездный продюсер оказался в статусе предполагаемого мошенника.

Конфликт вокруг "Ласкового мая" – лишь вершина айсберга. За деньги, аккуратно спрятанные под вывеской "авторские права – наследство", в российском шоу-бизнесе идут настоящие войны. Никто давно не делит творчество – делят прибыль.

"Комбинация" – яркий пример борьбы за посмертные права

В небольшой московской квартире автор хитов "Комбинации" Виталий Окороков вспоминает, как рождались мелодии, написанные буквально на коленке.

"Меня друг привел на концерт "Миража" тогда, и говорит, что, ты не можешь так написать? Я говорю, ну и что? Кстати, я говорю, первая песня была из Бетховена, вылезла к Элизе. Я думаю: та-на-на, так-так-так, а потом... Белый-белый-белый вечер, белый-белый-белый снег, Вот уже погасли свечи, а тебя все нет", – сообщил Окороков.

"Комбинация" – яркий пример борьбы за посмертные права. Дочь основателя группы Александра Шишинина, убитого в 1994-м, доказывает: авторские тексты принадлежат ее семье.

"Подтверждением авторского права является первичная публикация. В случае музыки – это пластинки. Они были выпущены при жизни папы, и в 90-е годы везде у нас написано: автор текста – Александр Шишинин", – дополнила дочь Шишинина Виктория Олейникова.

Окороков отвечает: вписывал друга в авторы по доброте душевной.

"Мой коллега, кто, как говорится, жизнь отдал за свою мечту, кто придумал эту идею. Мы вместе создали группу "Комбинация". Говорит, Виталий, ну запиши, что я поэт, ну хоть в одной песне. Ну я вначале – в одной, потом – в другой", – сказал он.

Как ретро стало золотым и сколько сейчас стоит

В музыкальной сфере вспыхивают скандал за скандалом. Ставки растут. Ведь авторские отчисления за "контент из прошлого" теперь вновь приносят десятки миллионов рублей в год. Стриминг, соцсети, сериалы о 90-х – и ретро стало золотым.

В "Мираже", что теперь нарасхват, новый тренд подтверждают и судебные тяжбы за название группы и за права на исполнение песен. Хотя еще недавно им казалось, кому все это вообще нужно?

"Написана афиша, что солистка "Миража" – это был моветон. Потому что там все обросло-поросло скандалами, начались какие-то разборки", – рассказала бывшая солистка группы "Мираж" Светлана Разина.

Но в наши дни "цифра" принесла до мозга костей аналоговым звездам миллионы. И за них теперь есть смысл бороться.

"У популярных артистов 80-90-х годов это какие-то сотни тысяч, миллионы в квартал. Вот такие поступления я имею в виду от цифрового контента", – отметил участник группы "Мираж", музыкант Алексей Горбашов.

Так, например, на концерте Надежды Кадышевой Ледовый Дворец Санкт-Петербурга забит под завязку. Самые дорогие билеты – по 400 тысяч рублей.

Однако за некоторые куплеты исполняемых песен коллектив, что на вершинах хит-парадов, и сам уже поплатился. В прямом смысле слова. Суд в Москве взыскал 40 тысяч рублей по иску от Российского авторского общества – песню исполняли без договора с автором.

Но 40 тысяч – это копейки. Музыкальный коллектив заработает куда больше. Расценки на концерты Кадышевой достигли 20 миллионов рублей. Если мероприятие частное, то это – 7–8 миллионов.

Группа "Комбинация", чьи хиты снова востребованы, просит за концерт "скромные" 3 миллиона рублей. 40-минутное выступление Татьяны Булановой оценивают в 1,5–2 миллиона.

Как не восстать из мертвых за такие-то гонорары? И вот уже над публикой "плывет" "Дым сигарет с ментолом", написанный в 1992-м. У группы "Нэнси", не выступавшей до этого 10 лет, 264-й по счету концерт с начала года.

"Сегодняшняя музыка, она несколько упрощенная. А там музыка была мелодичной. И опять же таки люди возвращаются к мелодиям", – уточнил солист группы "Нэнси" Андрей Костенко.

Взрывной рост доходов от ретро 90-х и "нулевых" запустил серию судебных тяжб и превратил авторские права в поле боя. Делят все: и живых, и мертвых, и наследство, и память.

"У подъезда дома, где когда-то жил Юра Шатунов, теперь народный мурал. Жизнь оборвалась, но бизнес вокруг его имени не остановился. Экскурсии по шатуновским местам Москвы идут без пауз, поток посетителей не уменьшается. Все оформлено официально – доходы получают наследники. И сложно представить, в каком состоянии все это было бы, не будь нынешнего ренессанса ретро-культуры", – уточнил корреспондент.

Обвиненный в мошенничестве Разин на запросы об интервью не отвечает. Живет то ли в США, то ли в Турции. В музыкальной среде говорят, жадность Разина сгубила.

"Я хочу сказать, Андрей, тебе уже за 60. Расслабься. Ты уже сколько можно было заработал. Отпусти. Дай людям. Не вызывай ненависть. Не заканчивай свою жизнь негативом по отношению к себе. Все, что можно было, он отжал", – сказал продюсер Иосиф Пригожин.

Артисты уходят, коллективы распадаются, но вот музыка не смолкает. По-прежнему приносит деньги. И "Седая ночь", и "Милый мой бухгалтер" – все это актив, за который бьются так же ожесточенно, как когда-то боролись за места в хит-парадах.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Ретро стало золотым: в шоу-бизнесе развернулась битва за права на старые хиты