Киевский режим превращает Черное море в очаг терроризма
Анкара встревожена попытками Украины атаковать и морские суда в Черном море, и трубопроводы – Голубой и Турецкий потоки, по которым она получает энергоресурсы. Если безопасность не будет обеспечена, Черное море может превратиться в закрытую зону, то есть де-факто Анкара подтверждает готовность закрыть для всех гражданских судов и военных кораблей Босфорский пролив. Тут я бы обратил внимание на одну важную деталь – несмотря на все очевидные пугающие риски, Запад ни намеком не осудил и уж тем более не остановил Киев, а это значит лишь одно: его спецслужбы имеют прямое отношение к нападениям. Вряд ли Киев располагает самостоятельными возможностями для дальней морской разведки и способен самостоятельно наводить свои беспилотники на цели через все Черное море. Подробнее рассказал в сюжете корреспондент РЕН ТВ Леонид Китрарь для "Итоговой программы с Петром Марченко".
Морской терроризм
Атаки на мирные суда, танкеры и нефтяные терминалы, резкий рост страховок для судов и доставки грузов, под угрозой поставки энергоносителей и продовольствия. Украинские ВМС сеют хаос в Черном море.
Один украинский безэкипажный катер был уничтожен более чем в ста километрах от берегов Крыма на международном торговом пути, на борту взрывчатка и ракета воздух-воздух AIM-9. Это одна из модификаций дрона под названием Sea Baby, "Морской малыш". Длина около шести метров, ширина – два, двигатели обеспечивают скорость 40 километров в час, кратковременно – до 90, управляются через терминал Starlink, дальность до 1500 километров, грузоподъемность – почти тонна взрывчатки. Такими же были атакованы танкеры Kairos и Virat.
Редчайший случай, Киев публично взял на себя ответственность за атаки, опубликовав видео ударов на сайтах спецслужб. Украинские СМИ буквально смаковали каждую секунду записи. Видимо, не подумали о том, что совершили нападение на суда под флагом страны, которой не объявляли войну, – Гамбии.
"Украинцы перешли определенную черту и решили, что можно лупить по кораблям, по судам, по сухогрузам, по танкерам и в других водах, в других экономических зонах других стран", – заявил политолог Владимир Корнилов.
Нападать на суда у российских берегов Украине сложно. Возможно, поэтому танкеры Kairos и Virat попали под удар в исключительной экономической зоне Турции, почти у Босфора, еще один, Midvolga 2, неподалеку от Синопа.
Атаки могут серьезно сказаться на судоходстве в Черном море, которое из зоны торговли превращается в зону высокого риска.
"Это очень плохая ситуация для Турции – столкнуться с таким инцидентом в собственной исключительной экономической зоне, которую мы считали свободной от подобного рода эскалаций", – объяснил депутат парламента Турции, глава "Партии инноваций" Озтюрк Йылмаз.
"Строго говоря, если следовать букве закона, то есть международному морскому праву, это следует считать актом международного терроризма", – добавил подводник, капитан 1 ранга ВМФ СССР и ВМФ России Игорь Курдин.
Интерес Британии
В Турции многие уверены: за нападениями стоит не только Украина, у Киева вряд ли бы хватило возможностей для самостоятельной операции.
"Британская разведка могла быть частью атак. Великобритания – государство номер один, которое хочет, чтобы конфликт на Украине продолжался, а танкеры были повреждены прямо перед российско-американскими переговорами", – считает турецкий политолог Онур Синан.
Иметь мощное влияние на Черном море – давняя мечта Соединенного Королевства. После распада СССР Лондон почти договорился с Киевом об открытии морских баз в Крыму, но в 2014 году планам Даунинг-стрит помешал референдум. С тех пор диверсии против России Британия проводит чужими руками.
"Каспийский трубопроводный консорциум" – это один из его причалов – по сути, вообще не российская компания. В структуре его собственников есть и американцы, и голландцы, нефть вообще казахстанская, но именно этот причал постоянно становится целью для украинских безэкипажных катеров", – сообщил корреспондент.
В 2010-х Лондону удалось максимально приблизиться к контролю над черноморскими коммуникациями, путем долгих интриг братья Магомедовы, владевшие в те годы портом Новороссийск, перевели этот объект в юрисдикцию Кипра, оформив на номинального директора. Его имя – Андреас Неоклеус. По данным наших спецслужб, агент британской разведки. Сама запись – наружное наблюдение, которое велось за Неоклеусом несколько лет.
Будучи по документам одним из директоров Новороссийского порта, Неоклеус получал ежедневные сводки: какие суда заходят в порт, с какими грузами и даже расписание движения военных кораблей. Сейчас братья Магомедовы за решеткой, а гавань принадлежит российским компаниям. Лондон этот рычаг контроля потерял.
"Новороссийский морской порт – третий по величине в Европе, больше Гамбурга и Амстердама. За 2024 год через него прошли почти 165 млн тонн грузов, но главное большое преимущество – он многопрофильный, здесь есть и контейнерные терминалы, и цементные, и зерновые, и нефтяной", – сообщил корреспондент.
Рост цен из-за атак
Западный, в основном британский, интерес к нашей инфраструктуре на побережье объясним. Через Черное море проходит международный транспортный коридор, объем перевалки всех грузов уверенно движется к 300 миллионам тонн в год.
Украинские атаки уже изменили цены. За две недели стоимость перевозки нефти увеличилась с 42 до 48 долларов за тонну, страховка для судов, заходящих в порты Украины, выросла до 1% от всей стоимости груза, то есть больше чем в два раза.
"В любом договоре морской перевозки есть военная оговорка, и у страховщиков тоже есть целый пункт, посвященный военным действиям, очень многие страховщики сразу увеличили свои страховые премии", – рассказал владелец логистической компании Дмитрий Камнев.
В итоге от диверсий только за последнюю неделю пострадали Россия, Казахстан, США, Италия, Гамбия, Турция и даже Болгария, принимавшая участие в спасении одного из танкеров. И это далеко не полный список, теперь претензии к Киеву есть у всех стран черноморского региона. Устроив атаки, Украина оказалась на грани того, чтобы потерять доступ в Черное море.
"Полная блокада с уничтожением причальных фондов к тому, чтобы вообще никакие суда не могли пристать, может использоваться полный арсенал средств. Если брать Черноморский флот – вплоть до подводных лодок", – полагает военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.
Наши подлодки при необходимости могут вообще остановить любое судоходство у берегов Украины, но уподобляться Киеву, который перешел к мерам, неотличимым от терроризма, Россия не будет.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям