"Три струны" русской души: обзор фильма о балалайке от режиссера Акатьевой
Кинокритик Никулин пообщался о "Трех струнах" с режиссером фильма Акатьевой
Оказывается, балалайка была в России когда-то запрещена, а потом и вовсе забыта. Но один музыкант-виртуоз в XIX веке ее воссоздал, именно о нем прямо сейчас снимается фильм.
О создании первой исторической кинокартины о Василии Андрееве, благодаря которому балалайка стала символом России, рассказала режиссер и продюсер "Трех струн" Ольга Акатьева в программе "В кадре" с кинокритиком Николаем Никулиным на РЕН ТВ.
"Три струны"
Жанр: историческая драма, музыкальный фильм
"Я абсолютно уверена и понимаю, что это будет смотреть зритель, ради которого мы все это делаем. Потому что я знаю, насколько важно сейчас вспомнить о своих корнях, узнать факты, которые почему-то были упущены, почему-то их нет в наших учебниках. Почему-то мы не отмечаем день рождения Василия Андреева, хотя это действительно самый значимый человек в нашей культуре музыкальной", – сказала Акатьева.
Сама история разворачивается в конце XIX века, в 1883 году. Василий Андреев у себя в имении в Марьино, у матушки (матушку играет прекрасная, любимая всеми народная артистка Ирина Розанова) услышал непонятный инструмент – двухструнный, лопатовидный, совершенно непонятный – и решил сделать из него концертный.
"Работа над инструментом приходит к тому фантастическому результату, который мы знаем сегодня. Но мы начинаем историю с XVII века, с того самого указа Алексея Михайловича, когда все скоморошьи инструменты нужно было сжигать. И поэтому к XIX веку практически не осталось никаких инструментов, которые могли бы быть народными", – подчеркивает режиссер.
В конце XIX века у балалайки не было стандарта. Она была и двухструнная, и трехструнная, и округлой формы, похожей на домру.
"Ну вот ту балалайку, которую мы видим сегодня, – треугольную, с определенным количеством ладов – изобрел Андреев в соавторстве с Покрепским, а потом и Налимовым, что мы показываем в фильме. Именно поэтому мы и называем "Три струны", это три струны русской души. Ну и, конечно, балалайка, безусловно, бренд. Нет такого человека в стране, который не знает, что это за инструмент, ну и, впрочем, за ее пределами. То есть, когда мы говорим, что ассоциируется с Россией, что вы возьмете в подарок, какой музыкальный символ страны", – отмечает Акатьева.
В касте – Ирина Розанова, Раиса Рязанова, Федор Добронравов, Никита Плахотнюк, Женя Шварц, Равшана Куркова, Алена Бабенко, Максим Щеголев и так далее.
На площадке работает исторический консультант, этнограф, кандидат исторических наук Людмила Скрябина, которая сопровождает весь проект. Конечно, есть консультант по историческому костюму – когда замахиваешься на такую историю, ощущаешь личную ответственность, дополняет Акатьева.
"Я понимаю, что мне в руки попал уникальный факт. В стране, символом которой является балалайка, никто не знает, что у нее есть автор. Поэтому, конечно, я стараюсь сделать все по максимуму, насколько это возможно", – подчеркивает режиссер.
Что касается костюмов для главного героя, их специально изготавливали.
"Мы уже сегодня говорим с самыми главными площадками страны о том, что будет выставка", – отмечает Акатьева.