Version: 1.0.2

Смелость города берет: уходящий 2025 год стал переломным в ходе СВО

За год российская армия освободила около 300 населенных пунктов.

Темпы продвижения российской армии кратно выросли за последние недели, что уж говорить о прошедшем годе. По сути, оборона ВСУ рухнула на всех направлениях. Уходящий 2025 год стал переломным в ходе спецоперации. Подробности – в сюжете военного корреспондента "Известий" Валентина Трушнина для "Итоговой программы с Петром Марченко".

Уходящий 2025-й – год, в котором противник только отступал, а мы смогли преодолеть позиционный тупик и неуклонно шли вперед.

Дерзкая операция "Поток"

Год, когда ВСУ были окончательно разгромлены в Курской области. Первая яркая победа 2025-го – блестящая и дерзкая операция "Поток". Сотни бойцов прошли почти 16 километров по трубе газопровода Уренгой – Помары – Ужгород и, оказавшись в тылу врага, зашли в Суджу.

"Когда ты не можешь встать в полный рост, а только метр сорок, когда ты в идеальной окружности движешься, даже если тебе надо кого-то обогнать, это проблематично. Мы шли в неизвестность", – рассказал командир штурмового отряда с позывным Тимсо.

Чтобы пройти весь маршрут и накопить силы для рывка, героям операции "Поток" пришлось провести в трубе несколько дней – в тесноте, темноте, вдыхая пары метана и бедный кислородом воздух.

"При маленьком содержании кислорода у тебя могли начаться галлюцинации. Некоторые ребята видели собачек, кошечек перебегающих", – вспоминает Тимсо.

Штурмовики-одиночки

После этого фронт ВСУ в Курской области посыпался, и все наши силы были брошены на освобождение Донбасса. Началась операция по охвату Красноармейска. Тяжелейшая битва, так как в минувшем году количество дронов-камикадзе с обеих сторон стало запредельным.

"Нас там сидело трое, я и два солдата моих, мы тогда за это время насчитали 40 FPV-дронов прилетевших. Мы адаптируемся к любой ситуации. Не сразу, конечно, но мы адаптируемся", – рассказал Константин Круподеров, командир десантно-штурмового взвода.

Так началась война малых групп. Одиночество штурмовика – когда ты идешь на задачу с напарником, и даже между вами километры, а уж до остальных – и вовсе десятки.

"Одна двойка перетягивается, потом перетягивается вторая, где-то даже мы местами людей по одному через какие-то участки местности ведем. Соответственно, работаем таким образом, что у каждого бойца радиостанция, карта", – объяснил замполит штурмового отряда Рамиль Даушев.

В 2025-м в обиход прочно вошел термин "килл-зона", который заменил устаревшее понятие "линия боевого соприкосновения". Нет больше никакого "соприкосновения". Чтобы добраться до противника на расстояние выстрела, штурмовики в тепловизионных пончо скрытно идут больше 20 километров – это ширина полосы, где просматривается все живое.

"Все заминировано как нами, так и противникам. Везде там камеры стоят, наблюдатели, "птицы" постоянно в воздухе летают, мониторят. Не все так просто. Он двигается в пончо. Посидел на земле, погрелся, встал и отошел, уже опять пятно светлое появилось", – рассказал заместитель командира штурмового отряда Олег Сажнев.

Невероятные подвиги наших бойцов

В таких условиях многое зависит от личного мужества бойцов, и в минувшем году мы встретили десятки героев, чей подвиг похож на сценарий блокбастера. Денис Свиридов с позывным Мгновенный во время штурма зашел слишком далеко и оказался в тылу противника. Потеряв напарника, он полтора месяца в одиночку выживал в полном окружении. За это время Мгновенный уничтожил 26 боевиков ВСУ. Питался и пополнял боезапас за счет трофеев.

"Я остался один, у меня нет ни напарника, никого. Как мне дальше быть? Я начинаю придумывать лазейки, как-то обмануть их. Тут еще "боль-момент" – борьба с самим собой. Если ты сам себя переломишь, одолеешь, то все, тебе уже ничего не будет. Говорят, один в поле не воин, а оказывается, воин!" – рассказал боец.

Одна из самых опасных воинских специальностей в минувшем году – после штурмовиков, конечно, – эвакуация раненых.

Арслан Хасанов с позывным Кэп вывозил раненых с поля боя и спас несколько сотен жизней. Он всегда вызывал огонь на себя, отвлекая вражеские дроны от машины с ранеными.

Когда мы встретились с Арсланом весной 2025-го, у него было пять ранений. 
Сейчас их уже семь, и Кэп временно не в строю – сильно повредил ногу. Он восстанавливается и работает над методическими материалами по эвакуации и борьбе с дронами, чтобы передать накопленный опыт.

"Мы в основном никогда не прятались. Мы когда видим дрон, мы всегда отрабатываем по нему. Прятаться, бежать от дрона бессмысленно вообще. Это сразу "двухсотый". Всегда надо врагу смотреть в лицо", – сказал Кэп.

Армия России сломила ВСУ

В 2025 году военно-промышленный комплекс вышел на проектную мощность. Был создан новый род войск – беспилотных систем. Мы смогли добиться сначала паритета, а затем и превосходства в количестве ударных дронов.

В 2025-м начала решаться проблема транспорта переднего края. В войска стали массово поступать вездеходы "Улан" и "Улан-2", которые были созданы с учетом новых фронтовых реалий.

За этот год наши войска морально сломали ВСУ. В 2025-м в Киеве перестали говорить про границы 1991 года, а неизбежность поражения украинской армии признал весь мир.

"Итог 2025 года – противник сломался, и нам надо сейчас его дожимать. Там наши деды, наши прадеды воевали за эту землю. Они там умирали, там выполнялись задачи. Мы ничего там не захватываем, мы за свое идем, мы свое берем. Это наша земля, там всегда наши люди жили", – сказал Олег Сажнев, заместитель командира штурмового отряда.

За год наши войска освободили около 300 населенных пунктов, в числе которых крупные города – Северск, Волчанск, Купянск, Красноармейск. Сейчас дочищают Димитров и Гуляйполе. Все эти важные опорные пункты противника открывают для нас новые возможности для штурма последней крепости ВСУ на территории Донбасса – Славянска и Краматорска – с любого направления, а может, и со всех сразу.

Впереди – земля, где все началось и, возможно, закончится.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Смелость города берет: уходящий 2025 год стал переломным в ходе СВО