Version: 1.0.2

Бойкот русской культуры на Западе окончательно провалился

Андрей Добров – о том, как западные страны выстрелили себе в ногу отменой русской культуры.

В пятницу в Милане начались зимние Олимпийские игры. Мы не обращаем на них внимания. Там всего 13 российских спортсменов, но они без флага и гимна. Они как бы сами за себя. А что нам до судьбы этих нейтральных спортсменов? Неинтересно. Может спорт существовать без нас, без России? Ну, как-то существует. А вот с культурой совсем другая ситуация.

Отмена русской культуры в 2022 году в Европе была жесткой. Однако, начиная с 2024-го, произведения наших классиков начали возвращаться в европейские театры и залы. Сочинения Толстого и Достоевского продолжают изучать в университетах. Мало того, в западных СМИ вдруг появились публикации – немного, но есть – где Украину упрекают в отмене русского классического искусства. Почему? И это важно: Запад все так же не хочет русского, просто у нас есть художники, без которых не может существовать сама западная культура, вообще. И именно поэтому авторы говорят, что "Лебединое озеро" – это не русский балет. Это явление межнациональное. Подробнее – в программе "Добровэфире".

Русскую классику на Западе ставят не только релоканты

В этом сезоне в американском театре на Бродвее ставят Булгакова, а у европейцев популярен Чехов. Театр "Берлинер Ансамбль" анонсирует премьеру: зовет оценить их "Три сестры". С аншлагом, водкой и мужиками в юбках спектакль уже идет в немецком театре.

Из Москвы в Лондон вместе с покинувшими Россию актерами улетает чеховская "Чайка". В театре Мэрилебон все билеты проданы. Русскую классику на Западе ставят не только релоканты. Звезды Голливуда в британском театре Бридж тоже играют в пьесе Чехова.

"Я не выходил на сцену лет 15. Жду не дождусь! Я очень рад", – сказал голливудский актер Крис Пайн.

В 2022-м за такие слова он мог лишиться работы. Пайна бы просто отменили, как тогда отменяли всю русскую культуру. Миланский университет запрещал курс лекций по Достоевскому, чтобы студенты не узнали, кто заложил в мировую литературу основу психологического романа. Нью-Йоркский филармонический оркестр убрал из программы Шостаковича, чтобы зрители не слышали голос трагедий XX века. Кардиффский филармонический оркестр в Британии вымарал из репертуара Чайковского, который изменил музыку для балета, до него она считалась второстепенной.

Но полностью отказаться от русской культуры не вышло, ведь на основании ее достижений создавались и западная литература, и наука, и искусство.

Поняли, что обокрали себя

"Невозможно представить себе актеров, которые бы не изучали систему Станиславского или систему Михаила Чехова, альтернативную Станиславскому. Невозможно себе представить архитекторов, которые бы не учитывали огромный опыт русской архитектуры, прежде всего русского авангарда, конструктивизма. Так же, как и невозможно себе представить тех, кто не освоил, скажем, Малевича или Кандинского. Это настолько вшито в культуру западного человека", – отметил писатель, культуролог, председатель Общественной палаты деятелей культуры и искусства Андрей Новиков-Ланской.

В британском издании Spectator придумали, как извернуться, чтобы больше не пришлось запрещать русскую культуру. Русские шедевры литературы, живописи и музыки там предложили считать не просто русским, а мировым достоянием. И тогда политика отмены наконец стала считаться тем, чем и была, – варварством.

"Осознали, что они похожи на образ тоже русской классики: унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла, отказавшись от русской культуры. Поэтому обокрали себя, теперь, видимо, поняли, что это не совсем правильно", – добавила литературовед, театральный критик Капитолина Кокшенева.

В итоге бойкот русской культуры окончательно провалился. Ведь чтобы отменить ее, Западу пришлось бы отменить себя.

Как так получилось, что во второй половине XIX века западная культура не смогла развиваться, не поняла душу человеческую, как у Толстого, не смогла привнести философию в художественные книги, как у Достоевского, не смогла, как у Чехова, исследовать глубину характеров? Это вопрос не ко мне, а к экспертам по культуре. Можем ли мы сейчас создавать такие же мощные и определяющие общемировую культуру произведения искусства? Я не уверен.

Потому что бизнес-модели в культуре не позволяют авторам выпрыгнуть из колеи. Не позволяют сделать что-то новое, что априори не вкладывается в прибыльную модель. Но и без нас у этой красивой и неподвижной куклы не будет никакой жизни.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям.

Бойкот русской культуры на Западе окончательно провалился