Как США закрыли ворота НАТО перед Россией
Могла ли Россия вступить в НАТО после развала Советского Союза? Дискуссия по этому вопросу вновь стала актуальной, когда экс-президент США Билл Клинтон заявил о "предложениях", которые он якобы делал бывшему и действующему президентам РФ Борису Ельцину и Владимиру Путину.
В колонке для издания Atlantic Клинтон указал, что Вашингтон "держал для России открытые двери для вступления в альянс".
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил, что американская сторона неоднократно говорила о невозможности членства. И де-факто речь шла о "закрытых дверях". Американские политологи полагают, что винить в сложившейся ситуации можно именно администрацию Билла Клинтона.
Вопрос вступления России в НАТО
После распада СССР возникали разговоры о намерениях России присоединиться к Североатлантическому альянсу. В 1991 году Геннадий Бурбулис, который был зампредом правительства и госсекретарем РСФСР, посетил штаб-квартиру НАТО во время европейской поездки. Его принял генсек альянса Манфред Вернер.
"Так вот, я генсеку НАТО сказал, что мы очень серьезно осмысливаем вопрос вступления новой России в НАТО. Он взял паузу. И после сказал: "Ну, господин госсекретарь, вы такая большая страна..." То есть не спешите, нам будет сложно на это так сразу решиться", – вспоминал сам Бурбулис.
По его словам, это предложение было обсуждено и согласовано с Борисом Ельциным.
При этом профессор международных отношений Джеймс Голдгейер указывает, что дальнейшие переговоры с Россией по вопросам членства в НАТО и возможности расширения альянса сопровождались недоразумениями и противоречиями. Он указывает, что в тот момент США чувствовали себя победителями холодной войны после распада Советского Союза, что повлияло на взаимоотношения с Москвой. Вашингтон считал, что вправе "формировать динамику политики безопасности" по всей Европе.
Партнерство, а не членство в НАТО
К примеру, в 1993 году госсекретарь США Уоррен Кристофер прибыл в Москву, чтобы объяснить дальнейшие планы Запада. Он заявил, что США хотят представить на саммите НАТО программу партнерства, в которое войдут страны бывшей организации Варшавского договора.
Глава Госдепа изложил план "Партнерства во имя мира". Ельцин даже уточнил, идет ли речь именно о "партнерстве, а не членстве".
"Да, речь именно об этом, не будет даже статуса кандидатов", – отметил Кристофер и только после добавил, что Штаты рассматривают "вопрос о членстве в более отдаленной перспективе".
"Самым крупным достижением российской внешней политики в 1993 году было предотвращение расширения НАТО на Восток до наших границ", – говорил министр иностранных дел РФ Андрей Козырев.
"Отдаленная перспектива" наступила слишком быстро – уже в 1994 году Клинтон заявил, что НАТО будет расширяться. Страны бывшего соцлагеря начали присоединяться к альянсу с 1999 года. Для России ворота по-прежнему оставались закрытыми.
Историк Стивен Кинингер, который изучал взаимоотношения Москвы и Вашингтона в 1990-х годах, также не готов подтвердить версию Билла Клинтона о том, что в НАТО готовы были принять Россию. Эксперт пояснил, что Запад пытался поддержать Россию, вот только членство в альянсе никто не предлагал.
Кинингер рассказывает о постоянных "усилиях по включению России в формирование порядка после окончания холодной войны, но без членства в НАТО и без права вето по вопросам расширения".
Он также говорит, что первоначально программа "Партнерство ради мира" ставила вопрос расширения в конец процесса. И он не должен был сопровождаться военной политикой. Вот только в дальнейшем военно-политический блок начал действовать иначе.
Провал администрации Клинтона
Американский специалист по внешней политике Тед Гален Карпентер также напоминает, что именно неуклюжая политика администрации Билла Клинтона привела к новой холодной войне с Россией. Он напомнил, что в 90-е годы Белый дом уверял Москву, будто экспансия не направлена против России и расширение только обеспечит стабильность в регионе.
По словам Карпентера, антироссийская политика США была видна уже тогда – Москву относили к "менее заслуживающей доверия" категории по сравнению с другими странами Восточной Европы.
"Трудно представить, почему кто-то может поверить, что расширение самого мощного военного союза в мировой истории до границ сильно ослабленной великой державы не будет истолковано как враждебный акт. Несмотря на сохраняющийся статус сверхдержавы Вашингтона, лидеры США и американский народ не отреагировали бы хорошо, если бы другая великая держава, скажем, Китай, стремилась вовлечь Канаду или Мексику в военный союз, в котором доминирует Пекин", – уверен политолог.
Эксперт считает, что именно высокомерная политика администрации Клинтона упустила возможность сближения России и Запада.