Долгий путь домой летчика Константина Ярошенко
Россия и США после длительного переговорного процесса договорились о важнейшем обмене заключенными. В Российскую Федерацию отправился летчик Константин Ярошенко, а Тревор Рид, который был осужден за нападение на полицейских, возвращается в США. Обмен проводился в Турции.
Адвокат Ярошенко Алексей Тарасов назвал процедуру "Пасхальным чудом" и добавил, что стопроцентной уверенности в том, что обмен все же состоится, не было до последнего момента.
"Эта договоренность между двумя странами весьма долго прорабатывалась. Мы ожидали, что это произойдет именно в середине нынешней недели. Это было предполагаемо. Но, как вы понимаете, до последнего момента не было 100-процентной уверенности, что это действительно случится", - пояснил в беседе с РЕН ТВ адвокат.
Ярошенко находился в американских тюрьмах более 10 лет. За это время на его долю выпало немало лишений - Константин тяжело переживал смерть матери и других родственников, испытывал серьезные проблемы со здоровьем, страдал от проявлений русофобии. Однако на протяжении целой декады Ярошенко продолжал бороться за свою жизнь и отстаивал невиновность, несмотря на все препоны, которые ему чинили.
Задержание Ярошенко и приговор суда
Российский летчик Константин Ярошенко был арестован в африканской Либерии 28 мая 2010 года. Как и других фигурантов дела, его обвинили в подготовке к перевозке крупной партии кокаина. Впрочем, либерийские власти недолго держали россиянина у себя - уже 30 числа они передали задержанного сотрудникам американского управления по борьбе с распространением наркотиков. Основанием стал ордер на арест, выданный судом по южному округу Нью-Йорка.
В июле посольство РФ направило ноту в Госдеп США и указали, что дипломатов не стали вовремя оповещать о задержании россиянина. В представительстве также напомнили, что американские спецслужбы впервые захватили россиянина на территории третьей страны, чтобы впоследствии переправить в Штаты. В Госдепартаменте пытались оправдаться - в ведомстве говорили, что связаться с дипломатами не удалось из-за "технической накладки".
В сентябре 2011 года суд вынес приговор - присяжные признали Ярошенко виновным в преступном сговоре с целью контрабанды наркотиков. Летчику назначили наказание в 20 лет лишения свободы.
Попытки вернуть Ярошенко
На протяжении нескольких лет Россия пыталась вызволить Ярошенко. В 2016 году появилась информация, что Москва собирается обменять летчика на осужденных американцев. Эти сведения подтвердил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. Однако Минюст США отказывался комментировать возможность обмена.
Тогда же пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что страна не откажется от попыток вернуть летчика.
"Пускай эта работа не дала моментального результата, мы не будем сбавлять наших усилий", - добавил тогда спикер Кремля.
Во время президентского срока Барака Обамы серьезного прогресса добиться не удалось, хотя мать Ярошенко до последнего верила в лучшее и просила президента США проявить милосердие.
"Материнское сердце подсказывает мне, что Барак Обама как отец семейства и нобелевский лауреат поймет мое горе и поможет в возвращении сына. С надеждой посылаю ему письмо и верю в его милосердие. Я готова пешком дойти до Вашингтона, лишь бы Константин вернулся домой", – говорила тогда Любовь Ярошенко. Но Обама ничем не помог.
Обращение к Трампу
Когда демократы отошли в сторону, а Белый дом занял республиканец Дональд Трамп, у семьи заключенного появилась новая надежда. В конце 2016 года появились сведения, будто новоизбранный американский лидер после инаугурации отпустит Ярошенко и других заключенных, чтобы наладить отношения с РФ. Однако уже тогда в руководстве Республиканской партии отметили, что этот "сложный процесс может встретить противодействие в конгрессе и обществе".
Любовь Ярошенко предприняла еще одну попытку вернуть сына на родину. На этот раз она отправила послание Трампу. По словам женщины, там содержались доказательства невиновности Константина. Она просила проявить человечность к погибающему в американской тюрьме гражданину.
Однако и на этот раз письмо пожилой женщины проигнорировали, оставили без ответа. А через несколько месяцев россиянка, пытавшаяся до последнего отстоять сына, скончалась. Жена летчика Виктория Ярошенко тогда сказала, что материнское сердце не выдержало долгой разлуки - до этого женщина семь лет боролась за возвращение Константина.
"Мое сердце и разум разрываются на части, а слезы льются не прекращая. Мама, прости меня. Я не уберег", - говорилось в письме самого Константина, которое было опубликовано в "Известиях".
Адвокаты намеревались добиться скорейшего рассмотрения вопроса о возвращении заключенного в Россию. По их мнению, смерть матери должна была послужить весомым основанием для рассмотрения вопроса. Однако обращение снова оставили без внимания.
"Мне просто закрывают рот"
В 2017 году Ярошенко предпринял попытку обратиться к всему миру через западные СМИ. Он пригласил в американскую тюрьму Форт-Дикс журналистов британского издания The Guardian, которые в 2015 году рассказали историю российского летчика - но только в пересказе, за комментариями сотрудники газеты решили не обращаться.
"Я был бы рад, если бы вы или другой журналист The Guardian посетили меня в тюрьме, чтобы я мог все подробно рассказать. И если бы вы посетили мою семью в Ростове - моя дочь владеет английским языком, - пообщались с моей семьей и моими адвокатами в РФ, представителями Министерства юстиции РФ, прокуратурой РФ, МИД РФ", - говорил заключенный.
Впрочем, британцы решили отказаться от поездки - ни до Форт-Дикса, ни до Ростова они так и не добрались.
"Мне просто снова закрывают рот. Ведь они боятся, что я расскажу о том, что творилось в Гвинее, в Киеве. Там происходили очень серьезные вещи. Они знают, о чем я", - рассказывал Ярошенко, удрученный реакцией The Guardian.
А руководство тюрьмы не желало идти навстречу Ярошенко - его ограничивали даже в некоторых привычных действиях. К примеру, заключенным не давали читать русскоязычную прессу, не пускали православного священника, якобы "потеряв документы".
Ограничения в тюрьме
Об ужесточении условий содержания говорила и Виктория Ярошенко. Она пояснила, что в ноябре 2017 года начали действовать новые меры - к Константину приставили охранника из тюрьмы строгого режима, запретили заключенному хранить более двух журналов, ограничили даже количество носков и нижнего белья. Все эти странные действия и запреты объяснялись соображениями безопасности.
Но куда хуже, что в тюрьме толком не оказывали медицинской помощи. У Константина наблюдались проблемы - его сильно беспокоили зубы, мужчина не мог жевать. При этом администрация "Форт-Дикса" предпочитала игнорировать неприятности со здоровьем.
На этом введение новых ограничений не закончилось. Весной 2018 года Ярошенко оставили без прогулок, ему запретили покупать продукты питания и лекарства в местном магазине. На территории тюрьмы были установлены дополнительные ограждения с колючей проволокой. По словам самого летчика, таким образом в "Форт-Ноксе" якобы ответили на протесты заключенных, объявивших голодовку. "Будет лимитировано и количество свиданий с родными. Также планируется увеличить расстояние, на котором при встрече могут находиться заключенные и их гости", - говорил тогда россиянин.
Ситуация продолжала накаляться - в апреле 2018 года Ярошенко пожаловался журналистам на русофобию. Он опасался, что в камере могут "найти" наркотики, или руководство отправит его в карцер по другой причине. И действительно - внезапно Ярошенко угодил на месяц в тюремный изолятор.
В скором времени власти организовали перевод россиянина в другое пенитенциарное заведение. Вот только тюрьма Данбери в Коннектикуте оказалась по условиям содержания хуже "Форт-Дикса". К заключенному прибыли российские дипломаты, которые оценили ситуацию.
"Камера на 120 человек, двухъярусные железные кровати, жесткие матрасы, подушек нет", - отметили в консульстве.
Встреча Ярошенко с семьей
На сотню заключенных приходилось всего четыре туалета. Кроме того, узники также не могли получить квалифицированную медицинскую помощь. Единственным светлым лучиком для Константина была надежда на встречу с семьей - первую за семь долгих лет.
В августе 2018 года Виктория Ярошенко несколько раз встретилась с супругом. Первое свидание длилось восемь часов. Тогда же летчик впервые с 2011 года увидел дочку. "Боже мой, какая ты большая", - сказал тогда Константин.
Ярошенко пожаловался на условия содержания и рассказал, как тоскует по родному дому. За долгие годы заключения он стал апатичен - даже последние новости мало интересовали россиянина. Но встреча помогла ему отвлечься от "тюремного быта".
Но осенью случилась еще одна трагедия - умерла сестра летчика Елена. Ярошенко заявил, что смерть родственницы лежит на совести властей США.
"Это уже четвертая смерть на совести американцев. Если бы я был дома, не умерла бы моя теща, сестра-двойняшка моей жены, была бы жива моя мать", - заключил российский летчик.
Ситуация с COVID-19
Проблемы со здоровьем не оставляли россиянина. В феврале 2020 года он признавался, что ему стало трудно ходить. Заключенный чувствовал онемение левой ноги, левая часть лица покрылась пятнами. "Я пошел в санчасть, чтобы меня осмотрел доктор, потому что подобные признаки, как мне тут рассказали, могут быть при инсульте. Когда я подал заявление с тем, на что жалуюсь, одна из работниц заявила мне, чтобы я приходил в другой день, и не зарегистрировала мое обращение", - подчеркнул Константин.
А вскоре доступ к санчасти и вовсе пропал - на фоне пандемии коронавируса врачи словно исчезли. При этом COVID-19 могли запросто занести и на территорию исправительного учреждения, но об этом руководство Данбери мало волновалось.
Распространение коронавируса в камере на сотню человек может привести к крайне неприятным последствиям. В апреле 2020 года умер один из сокамерников Ярошенко - остальные узники находились в панике.
Обращение к Байдену
В 2021 году семья Ярошенко решила вновь обратиться к президенту США - на этот раз письмо было направлено Джо Байдену, который выиграл выборы у Трампа. Послание было написано перед встречей Байдена с президентом РФ Владимиром Путиным. Путин после саммита отметил, что обсуждал с американским лидером тему обмена заключенными. Он подчеркнул, что по вопросу отбывающих наказание граждан РФ и США можно достигнуть компромиссных решений.
"Если вопрос был поднят, значит, надежда есть, причем серьезная надежда. Хочется верить, что этот вопрос будет решен быстро", - отреагировала Виктория Ярошенко.
Чтобы Константин снова оказался в России, его семье пришлось подождать еще несколько месяцев. Но теперь российский летчик смог вернуться на родину после длительного пребывания за решеткой на чужбине.