Личный пилот описал невыносимые последние дни Гитлера в "фюрербункере"
ФСБ России впервые опубликовала документы из следственного дела личного пилота фюрера – группенфюрера СС и генерал-лейтенанта полиции Ганса Баура. Именно благодаря показаниям летчика и других людей из окружения Гитлера стали известны обстоятельства смерти фюрера, его жены Евы Браун, а также министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса и его жены Магды.
Сведя счеты с жизнью, главари нацизма так и не предстали перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге за многочисленные преступления – только так они смогли избежать суда истории.
Обстановка в "фюрербункере"
Накануне битвы за Берлин перед органами военной контрразведки "Смерш" поставили задачу найти и арестовать лидера нацистской Германии Адольфа Гитлера и его окружение. В последние месяцы войны фюрер и его министр пропаганды Йозеф Геббельс сидели в забетонированном подземном сооружении – "фюрербункере". Убежище было оборудовано во дворе рейхсканцелярии, которую штурмовали военные контрразведчики 1-го Белорусского фронта.
К концу апреля 1945 года Красная Армия подошла к Потсдамской площади, и находящиеся в "фюрербункере" эсэсовцы понимали, в каком положении они находятся.
"Значит, все-таки придется умереть…" – заявила жена Гитлера Ева Браун.
Разговор перед смертью
По словам Ганса Баура, 28-29 апреля окружение Гитлера еще не знало о его окончательных планах. Только 30 апреля во второй половине дня Гитлер вызвал пилота вместе с адъютантом полковником Бетц к себе в комнату.
"Баур, я хочу с вами проститься, я хочу поблагодарить вас за все годы службы. Этот портрет на стене короля Фридриха, нарисованный Рембрандтом, я дарю вам на память. Это мой самый любимый портрет. Постарайтесь выбраться отсюда", – привел на допросе слова Гитлера Баур.
Личный пилот фюрера отметил, что пытался отговорить нацистского лидера. Однако тот сообщил, что больше "не может этого выносить". Гитлер отметил, что русские войска находятся на Потсдамской площади и могут захватить его живым, применив усыпляющий газ.
"Я распорядился, чтобы мой труп и труп моей жены были немедленно сожжены, иначе они с ним еще будут делать что-либо подобное, как с Муссолини", – предупредил фюрер.
Как Адольф Гитлер расстался со своей жизнью
По словам Баура, в последнее время Гитлер не выходил из своего помещения, очень постарел и осунулся, руки его дрожали. Тогда пилот понял, что фюрер принял окончательное решение покончить с собой.
После разговора с Гитлером группенфюрер СС начал уничтожать бумаги, а когда вернулся за обещанной картиной, лидер нацистской Германии и его жена уже были мертвы. Их трупы завернули в одеяла и сожгли в саду Имперской канцелярии.
"Когда я прощался с Гитлером, было 6-7 часов вечера. Вновь вернулся я в убежище в 9 часов. Линге снял портрет, и мы вынули его из рамки. Двор канцелярии находился в это время под сильным артобстрелом, и я не пошел наверх", – отметил на допросе Ганс Баур.
Кроме личного пилота, свидетелями последних дней Гитлера были начальник обороны сектора "Цитадель" Вильгельм Монке, начальник личной охраны Ганс Раттенхубер, старший камердинер Гейнц Линге, личный адъютант Отто Гюнше. Очевидцы отмечали, что Гитлер и сочетавшаяся с ним накануне браком Ева Браун покончили жизнь самоубийством 30 апреля, а на следующий день – Йозеф и Магда Геббельс, предварительно убившие шестерых своих детей, трупы которых советские солдаты обнаружили в бункере.
Место погребения обгоревших трупов Гитлера и Браун сотрудники контрразведки "Смерш" нашли в саду 13 мая 1945 года.
Самоубийство Генриха Мюллера
По словам Ганса Баура, после самоубийства Гитлера также покончил с собой руководитель тайной государственной полиции нацистской Германии группенфюрер СС Генрих Мюллер.
"Группенфюрер СС Мюллер еще 30 апреля, после смерти Гитлера, сказал мне, что и он вместе с еще двумя сотрудниками СД покончат с собой", – говорил генерал-лейтенант на допросе.
Пилот привел также слова Мюллера, которые тот сказал ему на прощание.
"Для тебя, Баур, уйти отсюда имеет смысл, как пилоту, тебе не приходилось никого арестовывать или расстреливать, а я вел следствия по делу заговора (против Гитлера – прим. ред.) 20 июля (1944 года – прим. ред.) и делал еще кое-что, о чем я не имею права тебе говорить", – говорил летчику Мюллер.
Баур добавил, что о самоубийстве начальника гестапо и двух его сотрудников он узнал в плену от монтера Хеншеля.
Побег Мартина Бормана
Вечером 1 мая остававшиеся в рейхсканцелярии члены нацистской верхушки и военные пытались спастись. Сбежать пытался, в частности, личный секретарь Гитлера Мартин Борман.
"Все находившиеся в имперской канцелярии были разбиты на боевые группы, которые с 9 вечера стали незаметно для русских покидать убежище. Меня включили в группу генерала Раттенхубера", – пояснил Ганс Баур.
В 10 часов вечера они вышли из рейхсканцелярии через служебный ход и проследовали в туннель метро на станции Кайзерхоф.
"В темноте мы заблудились и вышли к станции Жандарменмаркт вместо станции Фридрихштрассе. По горящим улицам дошли до вокзала Фридрихштрассе", – вспоминал личный пилот фюрера.
Выйдя к противотанковым заграждениям на Вайденаммбрюкке, группа встретилась с Борманом и Науманом. Вокзал Фридрихштрассе находился под сильным артобстрелом.
"Нас сильно обстреливали из пулеметов, которые русские расположили в здании министерства финансов. Недалеко также находились русские противотанковые орудия. На углу Фридрихштрассе и Цигельштрассе огонь был совершенно дикий. На моих глазах был убит правительственный советник Хегель", – поделился подробностями военный.
В последний раз Баур видел Бормана в 3 часа ночи 2 мая 1945 года, когда тот вместе с Науманом и личным хирургом Гитлера Людвигом Штумпфеггером свернули за угол на Цигельштрассе.
"Что с ним стало дальше, не знаю, но предполагаю, что он убит, так как обстрел в этом участке был очень сильный. Подошедшие новые танки картину не изменили, прорваться нам не удалось", – заключил Баур.
Поначалу тело Бормана не было найдено, в связи с чем долгое время его судьба оставалась под вопросом. Из-за недостатка доказательств гибели личного секретаря Гитлера Нюрнбергский трибунал заочно осудил его к смертной казни через повешение.
Нюрнбергский трибунал
Международный судебный процесс по делу главных нацистских преступников открылся в Нюрнберге 20 ноября 1945 года. На скамье подсудимых оказалась почти вся верхушка Третьего рейха – высшие военные и государственные деятели, дипломаты, крупные банкиры и промышленники. Обвиняемые являлись участниками всех крупных внутри- и внешнеполитических, а также военных событий с момента прихода Гитлера к власти.
Лидеров нацизма должны были судить за многочисленные преступления против человечества. Однако не все гитлеровцы, совершавшие зверства, дожили до суда. Многие из них решили свести счеты с жизнью. Так, в зале суда не оказалось самых высокопоставленных главарей нацизма – Гитлера, Геббельса и Гиммлера. Все они покончили жизнь самоубийством еще во время штурма Берлина Красной Армией.
После окончания Великой Отечественной войны было крайне необходимо всенародно признать нацистский режим и его главных лидеров виновными в развязывании агрессивной войны, принесшей невыразимые страдания. По словам французского публициста Р. Картье, присутствовавшего в зале заседания, "суд над ними был судом над режимом в целом, над целой эпохой, над всей страной".