Символ Петербурга: самые известные легенды о Медном всаднике
16 мая 1768 года императрица Екатерина II издала указ о строительстве памятника Петру I в Санкт-Петербурге. Работы доверили скульптору Этьену Фальконе. Монумент из гранита и бронзы на Сенатской площади был открыт в 1782-м. Название "Медный всадник" закрепилось за ним только через полвека – с подачи Александра Пушкина, написавшего одноименную поэму. Однако мифы и легенды вокруг грозной фигуры самодержца на коне начали слагать намного раньше.
Гром-камень и царский экзамен
Фальконе долго мучился с поисками достойного постамента, пока на объявление в газете не откликнулся поставщик стройматериалов Семен Вишняков. По словам энтузиаста, некий юродивый указал ему на подходящий камень рядом с Лахтой. Вокруг Гром-камня ходили разные слухи: якобы он был отколот от скалы молнией, язычники использовали его как алтарь для жертвоприношений, а сам Петр I забирался наверх обозревать окрестности во время Северной войны. Местные не захотели отдавать достопримечательность по-хорошему, поэтому во время реквизиции к Лахте подвели войска.
Трудности возникли и при реконструкции облика монарха. Фальконе перебрал кипы документов, опросил очевидцев, но вдохновение так и не приходило. Все изменила ночь в императорской спальне, где французу якобы явился дух Петра и проэкзаменовал гостя на знание матчасти.
Всадник на Лизетте
Распространено мнение, что Медный всадник увековечил не только царя, но и его любимую лошадь Лизетту. Петр присмотрел скакуна на обратном пути Великого посольства и не поскупился на оплату. Кличку новый владелец придумал сразу – якобы в честь девушки при дворе саксонского короля, с которой у монарха были "амуры". Животное прославилось бунтарским нравом, но самого Петра слушалось беспрекословно. Чучело Лизетты до сих пор хранится в Зоологическом музее.
В реальности же Фальконе набросал конную скульптуру с офицера на орловском рысаке. Лошадь вставала на дыбы, пока мастер не закончил работу, а чучело в это время хранилось в безопасном месте, чтобы впоследствии предстать перед любителями российской истории.
Бедный Павел
В мемуарах баронессы фон Оберкирх есть любопытная история о царевиче Павле – сыне Екатерины II и будущем императоре Павле I. В начале 1780-х наследник гулял по вечернему городу с князем Куракиным. Внезапно к ним присоединилась загадочная фигура в плаще, которую видела только августейшая особа. Помолчав, незнакомец произнес: "Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие". Замешательство длилось недолго. На Сенатской площади спутник простился с царевичем: "Прощай, Павел. Ты снова увидишь меня здесь". Потрясенный наследник разглядел лицо говорившего – им оказался первый император Всероссийский.
Странным рассказом будущий государь поделился на одном из ужинов, а через полтора месяца получил письмо с известием об открытии памятника Петру. Монумент располагался именно на том месте, куда указал дух. По воспоминаниям фон Оберкирх, прочитав послание, царевич "стал мертвенно бледным".
Почему змея и где Карл
Почему Медный всадник стоит именно там, где стоит? Куда он указывает рукой? И что в ногах статуи делает змея? Ответы на некоторые вопросы можно найти в старых преданиях. Утверждается, например, что как-то раз недужному Петру померещилось очередное наступление шведов. Царь вскочил на коня и ринулся к Неве, однако выползшая неведомо откуда змея обвила копыта Петровского любимца и остановила его в считаных метрах от воды. Справочники наличие рептилии объясняют по-своему: змея лежит на постаменте как символ преодоленных препятствий на пути к цели. Между прочим, ваял ее не Фальконе, а русский скульптор Гордеев. Вместе с эстетической она несет и утилитарную функцию, являясь точкой опоры коня.
Еще гиды утверждают, что правая рука Петра как бы простерта над облагодетельствованной им страной. Легенда не согласна: на самом деле император якобы указывает в сторону Швеции – главной антироссийской силы начала XVIII века. А в центре Стокгольма бронзовый Карл XII, проигравший Северную войну, не может отвести перст от заклятого соперника.
Сон майора Батурина
Самая знаменитая история о Медном всаднике берет начало во времена Отечественной войны 1812 года. По слухам, когда армия Наполеона углубилась в Россию, Александр I приказал готовить монумент к эвакуации. Однако вскоре до него дошли слухи об удивительном сне, пережитом неким майором Батуриным.
Военный увидел, как статуя сошла с Гром-камня и поскакала на Каменный остров, где жил действующий император. Александр вышел навстречу Петру и услышал: "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться". После этого основатель Петербурга повернул к Сенатской, а цокот бронзовых копыт еще долго раздавался в ночи. Молодой царь внял голосу предка и оставил его в покое. Позже Наполеон потерпел поражение, а в 2014 году памятник воздвигли уже Александру – только в Москве. Кстати, литературоведы склонны усматривать связь между сном Батурина и пушкинской поэмой "Медный всадник".