Как СССР учился снимать мультфильмы у Диснея
Мультфильмы начали снимать в России еще до революции, и делали это люди не самых "киношных" профессий: балетмейстер Мариинского театра и биолог. Все строилось в основном на энтузиазме до 1933 года. Именно в том году случилось невероятное: в Москве прошел фестиваль американских мультфильмов.
Фурор он произвел колоссальный. СССР попал под обаяние Уолта Диснея – его мультфильмы были признаны эталоном. Как Диснею удалось так быстро покорить советских зрителей и коллег? Какие его производственные секреты помогли новым советским мультикам? И что общего у "Белоснежки" и "Ивана Грозного"?
Исторические хроники
Согласно последним исследованиям, первым русским мультипликатором был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев, создатель первых в мире кукольных мультфильмов. С 1906 по 1909 год он поставил несколько лент с танцующими фигурками на фоне неподвижных декораций, в которых с точностью воспроизвел балетные партии. Куклы Александра Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают, и крутятся в воздухе, что удивляет даже современных мультипликаторов.
До Ширяева первым русским мультипликатором и первым в мире режиссером кукольных фильмов считался Владислав Старевич. Биолог по образованию, в 1910 году он решил снять обучающий фильм о битве жуков-рогачей за самку.
Во время съемки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарировал жуков, приделал к лапкам тонкие проволочки, прикрепил их воском к туловищу и снял нужную ему сцену покадрово. Через два года в той же технике Старевич снял короткометражный фильм "Война усачей с рогачами", в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался у зрителей бешеным успехом.
Явление Диснея
Несколько последующих лет отечественная мультипликация развивалась в основном за счет энтузиастов. Начиная с 1923 года, советские аниматоры снимали в основном политические агитки, сатирические шаржи и социальную рекламу. Причем агитация была настолько лобовой, что фильмы становились всё скучнее и скучнее.
Все изменилось в одночасье. Появление в Москве в 1933 году диснеевских "Парохода Вилли" и "Трех поросят" ошеломило и зрителей, и художников. Оказалось, что анимация может быть актерской, что мультгерои могут обладать выразительной мимикой и пластикой, что гэги могут использоваться как элементы драматургической конструкции, работающей на основную идею фильма.
"Он творит где-то в области самых чистых и первичных глубин. Там, где мы все – дети природы. Он творит на уровне представлений человека, не закованного еще логикой, разумностью, опытом. Так творят бабочки свой полет. Так растут цветы. Так удивляются ручьи собственному бегу", – писал об Уолте Диснее Сергей Эйзенштейн.
Появление диснеевских мультфильмов так повлияло на эстетические взгляды его советских коллег, что на первом всесоюзном совещании по кинокомедии даже прозвучал лозунг: "Даешь советского Микки Мауса!".
Секретные технологии
Для начала надо было перенять опыт быстрой работы на целлулоиде, советским аниматорам тогда неведомый. Они еще по-прежнему рисовали каждый кадр на бумаге, в то время как нарисованные и раскрашенные на прозрачных целлулоидных листах фазы движения персонажей позволяли не заменять при покадровой съемке рисунки фонов и неподвижных деталей.
Кроме этого, технология Диснея позволяла привлекать к работе штат исполнителей, которые не занимались творческой работой одушевления, а делали очень важную, но рутинную работу – обводили тушью и раскрашивали многие тысячи фаз. Так в советской анимации появились профессии прорисовщиков и заливщиков.
"Главным преимуществом диснеевской системы было выделение профессии художника-мультипликатора и открытие законов и правил актерской игры рисованных персонажей. Если советские мультипликаторы к тому моменту только-только научились изображать смысл действия персонажа, то диснеевские уже умели выражать характер этого действия", — пишет историк анимации Георгий Бородин.
Советская студия
Среди пионеров советской анимации – вместе с Владимиром Сутеевым и Иваном Ивановым-Вано – был и Виктор Смирнов. Именно он отправился в Америку, на студии Уолта Диснея и братьев Флейшер, изучать "диснеевскую систему". Вернувшись в 1934 году, он организовал в Москве Экспериментальную мультипликационную студию, перед которой были поставлены задачи: создание смешных рисованных фильмов, внедрение "диснеевского" поточного метода производства и целлулоидных технологий и сокращение сроков создания картин. Режиссером таких картин решил стать сам Смирнов.
Студия сразу выпустила восемь фильмов, почти во всех жанрах советской мультипликации: бытовой сатиры, приключений, спортивной комедии. Смирнов хотел доказать, что с помощью "американского метода" возможно решить любую из поставленных перед советской мультипликацией тем.
Технология была отработана, однако результат был расценен как отрицательный. Это отразилось и в отзывах зрителей, и в рецензиях прессы, и в оценках руководства.
Рождение "Союзмультфильма"
К середине 30-х годов в Москве было уже три маленькие разрозненные анимационные студии, которые не справлялись с нагрузкой. В 1936-м было решено объединить их в одно большое предприятие, которое назвали "Союздетмультфильм". Через год оно стало "Союзмультфильмом".
Самая первая картина – "В Африке жарко" – была черно-белой, однако после ее успеха на студии решили создавать цветные мультики.
Потоковое производство мультфильмов, которым так славилась студия Диснея (и что являлось ориентиром для "Союзмультфильма") удалось наладить быстро. Вплоть до начала 50-х студия выпускала по шесть часов анимации ежегодно.
Дисней навсегда
Между тем диснеевская экспансия продолжалась. Важным событием стал показ "Бэмби", в 1945-м Уолт Дисней подарил его СССР как стране-союзнице во Второй мировой войне. Картина произвела на зрителей огромное впечатление.
Классик отечественной мультипликации Федор Хитрук называл "Бэмби" вершиной рисованного искусства мультфильма. Впоследствии на экраны вышла картина "Белоснежка и семь гномов", чьи следы, по мнению американских киноведов, можно найти в визуальном ряде эйзенштейновского "Ивана Грозного".
10 культовых героев Уолта Диснея
- Микки Маус, самый известный герой Диснея и символ его компании;
- Бэмби, любимый олененок аниматора;
- Король Лев, рекордсмен по сборам в прокате;
- Винни Пух, любитель мёда;
- Белоснежка, главная из диснеевских принцесс;
- Скрудж Макдак, селезень-миллионер;
- Дамбо, цирковой слоненок с большими ушами;
- Русалочка по имени Ариэль;
- Алиса в стране Чудес, о которой снято больше полусотни картин;
- Аладдин, дизайн шароваров которого позаимствован у рэпера MC Hammer.