Покушения на "Мону Лизу" и другие странные попытки испортить шедевры
29 мая мужчина в парике, переодетый в старушку, проник в Лувр, приблизился вплотную к картине Леонардо да Винчи "Мона Лиза" и попытался разбить пуленепробиваемое стекло, защищающее шедевр. В итоге злоумышленнику это не удалось, тогда он измазал полотно, а точнее, защитный барьер, тортом. Рядом вандал разбросал лепестки роз, после чего его схватила охрана и вывела из музея. Посетители галерей часто наносят вред произведениям искусства. Только в XX веке из-за этого человечество утратило тысячи полотен на миллионы долларов. Самые странные случаи нападений на знаменитые шедевры – в материале РЕН ТВ.
Покушения на "Мона Лизу"
В 2022 году произошло далеко не первое покушение на "Мона Лизу". В 1956 году посетитель музея кинул в картину камень, чем немного поцарапал краску на холсте. В 1974 году произведение Леонардо да Винчи выставлялось в Токийском национальном музее, где произошел неприятный инцидент – женщина распылила красную краску.
Таким образом активистка протестовала против запрета на посещение выставок людям с ограниченными возможностями. В 1977 российская туристка бросила в "Джоконду" сувенирную кружку. Причина этого поступка так и осталась неизвестной.
"Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем", – Леонардо да Винчи
В 1987 году вандалы пытались уничтожить еще одну работу Леонардо да Винчи. В лондонской Национальной галерее неизвестный с двух метров выстрелил из обреза в картину "Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем", оружие мужчина пронес под пальто.
Пули не смогли пробить защитное стекло, но оно треснуло, а осколки нанесли вред полотну. Злоумышленник под именем Роберт Кембридж объяснил свой поступок отвращением к политической и экономической ситуации в Великобритании. Реставрация заняла больше года.
"Федра", – Сай Твомбли
В 2007 году художница Ринди Сэм из Камбоджи испортила шедевр в Музее современного искусства в Авиньоне из-за любви к американскому абстракционисту Саю Твомбли. Женщина поцеловала картину мастера "Федра", которая оценивалась в 2,83 миллиона долларов.
Помада оказалась суперстойкой, ее красный след специалисты ничем не смогли удалить, использовав 30 разных химических средств. Во время суда Ринди сказала, что поцеловала полотно, так как оно ей очень понравилось. По мнению Сэм, автор бы одобрил порыв фанатки. Однако суд оценил такой жест на 1501 евро штрафа.
"Залив", – Элен Франкенталер
В 2006 году в Детройтском институте искусств вандализму подверглась картина Элен Франкенталер "Залив". 12-летний школьник пришел туда на экскурсию с классом и, проходя мимо полотна, наклеил на произведение стоимостью 1,5 миллиона долларов жвачку.
Реставраторы смогли отклеить изделие от холста, однако маленькое пятнышко все же осталось. Руководитель учреждения, где обучался маленький нарушитель, сообщил, что к мальчику были применены серьезные дисциплинарные меры.
"Белый супрематический крест", – Казимир Малевич
В 1997 году московский художник Александр Бренер нарисовал знак доллара зеленой краской на картине "Белый супрематический крест" Казимира Малевича в Амстердамском музее.
Таким образом Бренер выступил против коммерциализации искусства, при которой произведения оцениваются определенной суммой денег. По мотивам этой истории сняли короткометражный фильм "Суд над Брунером". Активиста приговорили к пяти месяцам тюрьмы и обязали оплатить реставрацию картины.
"Девочка с воздушным шаром", – Бэнкси
Известный уличный художник Бэнкси испортил свою же работу, которую продали на аукционе Sotheby’s за 1,3 миллиона долларов в 2018 году. Как только раздался стук молотка председателя, сработал встроенный в раму шредер, который начал разрезать полотно на маленькие полоски. Однако шедевр не был уничтожен до конца, а только на две трети, так как механизм заел.
Владелица картины все равно забрала ее домой и дала "Девочке" новое имя - "Любовь в мусорном баке". Сам художник объяснил свой поступок так: "Стремление к уничтожению также является творческим побуждением".
"Се человек", – Элиас Гарсиа Мартинес
Фреска "Се человек" кисти Элиаса Гарсиа Мартинеса, расположенная в храме испанского города Борха, требовала реставрации. Старушка по имени Сесилия Хименес отважилась возложить этот кропотливый труд на себя, настоятель храма разрешил бабуле взять старинное произведение в свои руки и прикоснуться кистью к историческому достоянию.
Спустя два года сердобольная женщина продемонстрировала результат своего кропотливого труда. Специалисты были в ужасе и признали мастерство старушки актом вандализма. В Сети тут же появились мемы с этой картиной, а фреску прозвали "Пушистый Иисус". Так как полотно получило новый облик, ему дали и новое имя – "Совместная работа художника XIX века Элиаса Гарсиа Мартинеса и пенсионерки из XXI века Сесилии Хименес".