Version: 0.1.0

Тайны великой княжны Анастасии Романовой и армии самозванок

Как младшая дочь последнего российского императора стала самой знаменитой в мире представительницей царской фамилии.

Великой княжне Анастасии было всего 17 лет, когда в подвале Ипатьевского дома прозвучали роковые выстрелы. Убийцы царской семьи и их приближенных торопились быстро замести следы. Они вывезли тела за город и сбросили их в трехметровую яму, частично заполненную водой. На следующий день, чтобы избежать огласки (по Екатеринбургу уже поползли слухи о расстреле), чекисты перезахоронили тела в другом месте, причем цесаревич Алексей и княжна Мария Николаевна были погребены отдельно. То, что семья оказалась разделена, очень быстро породило слухи о чудесном спасении одной из сестер. Поэтому, когда в феврале 1920-го в Берлине объявилась девушка, которая назвалась Анастасией Романовой, это не вызвало особого удивления. Потом таких лже-Анастасий будет немало, всего в истории их насчитывается более тридцати.

Принцесса-непоседа

Великая княжна Анастасия родилась 18 июня 1901 года. Все, кто сталкивался с принцессой, отмечали ее жизнерадостный характер. В раннем детстве она была очень активной: по воспоминаниям фрейлин двора, как только "маленькая Настаська" (так ее звали близкие) появлялась в комнате, "начинались страшная возня и шалости, загоралась неудержимая жизнь и звучал веселый смех".

За подвижность и неистощимость в изобретении шалостей и проказ Анастасию в семье называли "швыбзиком". А еще "кубышкой" – из-за невысокого роста и склонности к полноте.

Близкая подруга императрицы Юлия фон Ден так писала о княжне: "Анастасия Николаевна, казалось, была из ртути, а не из плоти и крови. Она была очень, чрезвычайно остроумна и обладала несомненным даром мима. Во всем умела находить забавную сторону и обожала всякого рода розыгрыши. Думаю, из нее вышла бы превосходная комедийная актриса. Она была хорошенькой, лицо у нее было смышленое, и в глазах светился недюжинный ум".

Домашнее образование

Когда великой княжне исполнилось восемь лет, она начала заниматься с педагогами. Обязательными были три иностранных языка: французский, английский и немецкий. Среди основных предметов – история, география, Закон Божий, естественные науки, рисование, грамматика, арифметика. Этот предмет Анастасия откровенно недолюбливала, называя его "свинством".

А вот что она действительно любила, так это читать. Шиллера, Гете, Мольера и Диккенса Анастасия читала в оригинале. И, конечно, особое место занимали русский язык и русская литература. В одном из писем отцу она упоминает, что проходит с преподавателем в тот момент "Записки охотника" Тургенева и ей "очень интересно".

Помощь раненым

Когда разразилась Первая мировая война, жизнерадостная Анастасия проплакала весь день. Вместе с императрицей и сестрами она как могла помогала раненым. Александра Федоровна была одной из руководительниц Российского общества Красного Креста и занималась организацией дополнительных лазаретов и госпиталей. Под патронажем императрицы и великих княжон было 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов. Она вместе со старшими дочерьми Татьяной и Ольгой принимала участие в лечении и уходе за ранеными и прошла для этого специальные курсы военных хирургических сестер милосердия. 

Младшие – Мария и Анастасия – были слишком юны, чтобы ухаживать за фронтовиками. Но они не хотели оставаться в стороне, поэтому сопровождали императрицу и сестер. Анастасия старалась отвлечь раненых, здесь очень пригодился ее артистический талант. Она развлекала бойцов театрализованными выступлениями, читала им вслух и писала под диктовку письма за тех, кто физически не мог этого сделать. Позже Анастасия вспоминала об этом времени с особой теплотой. В одном из ее писем есть такие строки: "Сейчас я в спальне, пишу на столе, а на нем стоят фотографии нашего любимого госпиталя. Это было чудесное время, когда мы посещали госпиталь. Мы часто вспоминаем об этом".

Последний день рождения

В мае 1918 года семью Романовых доставили в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Там 18 июня Анастасия отпраздновала свое 17-летие. Она оставалась все такой же общительной и обаятельной, как в детстве. Впрочем, детские забавы к тому моменту ее уже мало интересовали – как все девушки ее возраста, она больше беспокоилась о своей внешности. В последний период до отречения отца Анастасия увлекалась фотографией и обожала болтать по телефону. Ее короткая жизнь закончилась чудовищной смертью в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Но удивительным образом после своей смерти Анастасия стала самым известным в мире представителем семьи Романовых. И произошло это во многом благодаря появлению десятков лже-Анастасий и их невероятным историям.

"Фройляйн Унбекант"

В феврале 1920 года в Елизаветинской больнице Берлина появилась необычная пациентка, которую полицейский спас от суицида на мосту. О себе она ничего не рассказывала, поэтому в документах была записана как "фройляйн Унбекант" – "Неизвестная". Через месяц ее перевели в неврологическую клинику в Дальдорфе, где она провела два года с диагнозом "душевное заболевание депрессивного характера".

Там же она призналась врачам, что действительно пыталась покончить с собой, однако причину так и не назвала, объяснив это страхом за свою жизнь. 

Однако на необычную пациентку не обратили бы особого внимания, если бы в один день в больничной палате не появился выпуск Berliner Illustrirte Zeitung, где была помещена фотография дочерей Николая II с заголовком "Одна из царских дочерей жива?".

Соседке по палате, которой и принесли еженедельник, показалось, что лицо девушки на фотографии очень похоже на лицо Неизвестной. Правда, тогда женщина решила, что перед ней великая княжна Татьяна. В клинику зачастили гости – те, кто лично знал Романовых и близко общался с ними. Однако Неизвестная старалась не показывать лицо, закрывая его руками и одеялом. Большинство посетителей решили, что никакого отношения к царской семье эта девушка не имеет. Но были и сторонники теории "чудесного спасения".

В марте 1922-го, когда Неизвестная вышла из больницы, слухи о ее принадлежности к роду Романовых возобновились с новой силой. Подтверждала их и сама фройляйн Унбекант, которая поселилась в доме баронессы Марии фон Кляйст, навещавшей ее в клинике. Именно в этой семье девушку стали называть Анной. Через несколько дней после появления в доме фон Кляйстов, видимо, приняв окончательное решение, Анна сделала сенсационное признание. 

Анна и Анастасия

Незнакомка в первый раз открыто назвала себя великой княжной Анастасией, младшей дочерью Николая II. И рассказала историю своего спасения. От пуль расстрельной команды она якобы пряталась за спиной старшей сестры Татьяны, получила несколько ранений и потеряла сознание. Из подвала ее вынес солдат по фамилии Чайковский, с которым она убежала в Румынию, где позже родила от него ребенка. После смерти Чайковского перебралась в Берлин, чтобы найти родственников, но боялась, что никто ее не узнает, и решила покончить с собой, бросившись с моста.

Сейчас сложно понять, придумала ли Анна себе биографию самостоятельно или ей кто-то помог. Во время политических интриг это могло сыграть на руку довольно большому количеству людей. Не стоит забывать и о многомиллионном состоянии царской семьи – в случае признания Анны Анастасией она становилась его единственной наследницей. Врачи спорили с родственниками и знакомыми семьи, и однозначного ответа не было ни у кого. Слухи просачивались в прессу и расползались по всей Германии, проникая за ее границы. Одни считали Анну самозванкой, другие – просто психически нездоровым человеком.

В конце концов после нескольких лет работы частный детектив все же отыскал корни Анны. Ее настоящее имя – Франциска Шанцковская, она из польской семьи. Работала в Берлине на заводе по производству гранат, во время несчастного случая получила травму головы, и с тех пор ее ментальное здоровье оставляло желать лучшего. В конце 20-х годов она уехала в США (там ее называли Анной Андерсон и под этим именем она осталась в истории). В 40-е годы жила в Германии. Не один раз попадала в лечебницы, но до последнего уверяла, что она и есть Анастасия.

Анна Андерсон скончалась 12 февраля 1984 года от воспаления легких. Две независимые экспертизы ДНК, проведенные после ее смерти, подтвердили ее принадлежность к семье Шанцковских.

Болгарский след

Еще одна история ведет в болгарскую деревушку Габарево. "Молодая женщина с аристократической осанкой" появилась там в начале 20-х годов и представилась Элеонорой (Норой) Альбертовной Крюгер. Вместе с ней был русский доктор, а спустя некоторое время к ним присоединился высокий молодой человек болезненного вида, который был зарегистрирован в общине под именем Георгия (Жоржа) Жудина. Поползли слухи, что Элеонора и Георгий на самом деле брат и сестра и занимали в России высокое положение.

Обращали внимание на то, что Жорж болен туберкулезом, кто-то вспомнил, что это заболевание по своим симптомам напоминает гемофилию, которой страдал наследник престола.

В качестве подтверждения версии о появлении в болгарской глубинке "Анастасии" и "Алексея" исследователь Благой Эммануилов упоминал о свидетельстве некоего белогвардейца, который в 1950-е годы, описывая жизнь императорской семьи, говорил о "Норе и Жорже из Габарево".

Якобы Николай II велел ему лично вывести Анастасию и Алексея из дворца и при первой возможности уехать с ними из России. После длительных скитаний они оказались в Одессе и поднялись на борт корабля, который направлялся в Турцию. Погоня настигла их в последний момент, Анастасия была ранена. Все трое все же добрались до турецкого города Текирдаг и осели затем в Габарево. Достоверных сведений об этих людях представлено не было.

Таинственные монахини и румынская художница

В 1964 году в одном монастыре в Уральских горах скончались две пожилые монахини. На их надгробиях были указаны имена Анастасия Николаевна и Мария Николаевна, что дало основание заподозрить в них великих княжон. Косвенным подтверждением этой версии можно считать тот факт, что в монастыре они появились в 1919 году и всю жизнь прожили в нем в условиях строжайшей секретности. Кем в действительности были монахини, неизвестно. Также остается загадкой, как им удалось бежать и пробраться в горы (если на мгновение допустить, что это действительно великие княжны Мария и Анастасия).

Еще одна известная "Анастасия" – Евгения Смит (Сметиско). Художница румынского происхождения, выпустившая в 1963 году в США "мемуары" "Анастасия: автобиография". По словам Сметиско, она пришла в себя в подвале Ипатьевского дома после расстрела. Ее укрыла и выходила Анна Баудин, проживавшая в особняке напротив. У Баудин "Анастасия" оставалась три дня, а затем девушку забрал красноармеец, который вынес ее из подвала.

Через некоторое время они пешком ушли из России и нашли убежище в Сербии, откуда Смит в конце концов перебралась в Соединенные Штаты. Евгения Смит умерла в Нью-Йорке в 1968-м, пять лет спустя после публикации "мемуаров".

Список чудес

На сегодняшний день известно о тридцати четырех "чудесно спасшихся Анастасиях". Большинство из них не проявляли особой активности, некоторым "царское происхождение" приписывали посмертно разного рода конспирологи и любители исторических тайн.

Среди лже-анастасий были и крестьянки, открывшие "тайну" своим детям перед смертью, и пациентки психиатрических клиник, и мошенницы, порой вообще не имевшие никакого отношения к России. Последняя "Анастасия" ушла из жизни в 2000 году, однако некоторые из наследников этих женщин до сих пор бьются за признание себя Романовыми.

Стоит отметить, что за долгие годы после расстрела царской семьи не только Анастасия была в списке "чудесно спасшихся детей Николая II". Исследователи насчитали 28 лже-Ольг, 33 лже-Татьяны, 53 лже-Марии. Но все рекорды побили лже-Алексеи, их на сегодня набралось более 80 человек.

Легенда экрана

История "чудесного спасения" дочери российского императора не могла остаться незамеченной сценаристами "фабрики грез". Работали они оперативно: уже в 1928 году появилась первая мелодрама, рассказывающая о жизненном пути Анны Андерсон. Это была немая лента под названием "Одежда создает женщину". Авторы весьма вольно обошлись с фактами: по их версии незнакомка, покоряющая своей красотой и талантом Голливуд, оказывается, конечно же, Анастасией Романовой.

В нее влюбляется режиссер, который задумывает фильм о ее жизни и трагедии ее семьи. Но в результате нового несчастного случая Анастасия исчезает и ее следы теряются навсегда.

Еще одна киноверсия истории Анны Андерсон – фильм "Анастасия" 1956 года. В главной роли снялась Ингрид Бергман, в роли полковника Бунина, опекающего великую княжну, в результате потрясения потерявшую память, – Юл Бриннер. Фильм поставлен по всем канонам приключенческого жанра, в его основе лежат никогда не происходившая на самом деле встреча "Анастасии" с Марией Федоровной, узнавание, обручение с принцем и, конечно же, счастливый конец. Слоган у картины красноречив: "Самый удивительный заговор, который когда-либо знал мир, и любовь, какой никогда раньше не было между мужчиной и женщиной".

В 1997 году у фильма случилась неожиданная реинкарнация: на экраны вышел полнометражный мультфильм "Анастасия", снятый с применением трехмерной графики. Изначально режиссерам Дону Блату и Гари Голдману был предложен выбор между созданием мультипликационной версии к тому самому фильму с Ингрид Бергман или мюзиклу "Моя прекрасная леди". Режиссеры выбрали "Анастасию" и не прогадали. Мультфильм заработал в прокате 140 миллионов долларов, а трогательные  композиции Journey to the Past ("Путешествие в прошлое") и Once Upon a December ("Однажды в декабре") были номинированы на премии "Оскар" и "Золотой глобус".