Югославские амбиции: как товарищ Тито рассорился со Сталиным
Иосип Броз Тито, сын хорватского крестьянина и словенки, родился в 1892 году. Он успел поучаствовать в Первой мировой войне, побывать в русском плену, лично наблюдать за большевистским восстанием в Петрограде в июле 1917-го, уцелеть в массовых чистках среди югославских коммунистов в конце 1930-х. Лидер партизан во время Второй мировой войны и бессменный руководитель социалистической Югославии был тесно связан с СССР, с которым то мирился, то ссорился. О товарище Тито – политике, партийный псевдоним которого стал неотъемлемой частью фамилии, – в материале РЕН ТВ.
Начало карьеры и мировые войны
Иосип родился в многодетной семье и был седьмым по счету ребенком. Раннее детство маленький Йожа (так мальчика называли родные) провел в доме деда по материнской линии, поэтому хорватский знал плохо. В школе в родной деревне Кумровец будущий югославский лидер учился тем не менее хорошо, о чем свидетельствует его аттестат. Родители видели его священником, но из духовной семинарии Иосипа выгнали, и трудовую деятельность он начал слесарем на автомобильных заводах в Чехии и Германии. В 1915 году, сражаясь на русском фронте, старший унтер-офицер австро-венгерской армии Броз был ранен и попал в плен. В России в общей сложности он проведет пять лет и, вернувшись в Югославию в 1920-м, начнет свой путь как политик.
На родине Тито вступил в Коммунистическую партию Югославии, был арестован, сидел в тюрьме, а после освобождения вошел в руководство югославской компартии. В 1934 году под именем Фридрих Вальтер приехал в Москву – работать в Коминтерне. Через три года Тито стал временно исполняющим обязанности генсека КПЮ, а в марте 1939-го он официально возглавил югославских коммунистов.
Стремительный взлет военной и политической карьеры Иосипа Броз Тито начался в июне 1941 года, именно тогда он сформировал Главный штаб народно-освободительных партизанских отрядов. Югославия к тому моменту уже два месяца была оккупирована немцами. Тито и его партизанское движение, самое крупное и успешное в Европе, пользовались огромной поддержкой населения. К концу войны партизанская Народно-освободительная армия была мощной силой и насчитывала около миллиона человек. Сам Тито непосредственно участвовал в боях, был ранен. Он был единственным главнокомандующим союзников, получившим ранение на фронте.
Отношения со Сталиным
В первые годы войны отношения Тито и Сталина были довольно тесными. Они симпатизировали друг другу: если генсек КПЮ искренне уважал старшего товарища за его вклад в коммунистическое движение и военные успехи, то руководитель советского государства ценил коллегу за таланты политика.
В первые послевоенные годы коммунизм по советскому образцу считался подавляющим большинством функционеров югославской компартии практически идеальным государственным устройством. Вся общественно-политическая жизнь выстраивалась с оглядкой на старшего брата. И это был взгляд не из страха, а из уважения и восхищения.
О том, насколько высоко Сталин ценил Тито, говорит хотя бы тот факт, что руководитель КПЮ стал 16-м, последним кавалером ордена "Победа" за "выдающиеся успехи в проведении боевых операций большого масштаба, способствующих достижению победы Объединенных наций над гитлеровской Германией". Характерно, что из всех своих наград руководитель Югославии особо ценил именно эту и демонстративно носил орден даже тогда, когда в советских газетах его называли "кровавым палачом" и "бандитом".
Амбиции Тито и ссора с Москвой
Охлаждение в отношениях между Сталиным и Тито началось сразу после окончания войны. Амбициозный югославский лидер вел свою собственную политику и не хотел подчиняться диктату из Москвы. Он принимал самостоятельные решения и в вопросах отношений с соседними балканскими странами, и в вопросах экономических, к примеру в Югославии очень быстро отказались от идеи коллективизации в пользу частных хозяйств. Эта чрезмерная самостоятельность раздражала Сталина. События развивались очень быстро.
Осенью 1947 года Югославия и Болгария заключили договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, не согласовав его с СССР. Это решение вызвало большое недовольство советских руководителей. 27 марта 1948 года ЦК ВКП(б) отправил письмо за подписью Сталина и Молотова компартиям – членам Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Информбюро) с критикой действий югославских коммунистов. Центральный комитет коммунистической партии Югославии в известность об этом поставлен не был. Тито воспринял это как оскорбление ЦК и всей партии и отказался совершать уже намеченный визит в Москву.
Одновременно с этим секретарю ЦК ВКП(б) Михаилу Суслову была подана записка, в которой Тито и его соратники обвинялись в игнорировании марксистско-ленинской теории, проявлении недружелюбного отношения к СССР, оппортунизме по отношению к кулачеству, переоценке своих достижений строительства социализма, а также в том, что они допускают элементы авантюризма во внешней политике, претендуя на руководящую роль на Балканах и в придунайских странах, и отрицают роль СССР как решающей силы лагеря народной демократии и социализма.
В Советском Союзе развернулась пропагандистская кампания против "клики Тито". В многочисленных агитматериалах, в кино и газетах глава Югославии представал безжалостным тираном, фашистом и агентом империализма.
Наладить отношения между СССР и Югославией удалось лишь после смерти Сталина. В мае 1955-го во время официального визита в Белград Никита Хрущев прямо в аэропорту сделал заявление, в котором принес извинения Югославии и лично Тито за несправедливые обвинения.
Лидер Движения неприсоединения
На протяжении всего периода своего руководства страной Тито оставался верен принципам социализма. При этом Югославия никогда официально не входила в советский блок. Напротив, ее лидер вместе с президентом Египта Гамалем Абделем Насером и премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру в 1961 году создал в противовес Североатлантическому альянсу (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД) третью силу – Движение неприсоединения.
Этому предшествовала целая серия поездок Иосипа Броз Тито по странам и континентам, во время которых он показал себя отличным переговорщиком. Он смог установить доверительные соглашения с руководителями государств Азии и Африки, а одними только преподнесенными подарками, врученными Тито официальными лицами и простыми жителями, были заставлены трюм и каюты судна, на котором он путешествовал.
К оформлению Движения неприсоединения на бумаге его лидеров во главе с Тито подтолкнул берлинский кризис 1961 года, который едва не спровоцировал острое противостояние между СССР и США. Позже в него вошли более ста стран, которые пытались сохранить нейтралитет в холодной войне и не встали на сторону ни СССР, ни США.
Югославский сибарит
Харизматичный маршал Тито умел располагать к себе. Он встречался и с английской королевой Елизаветой II, и с американским президентом Джоном Кеннеди. У него сложились довольно хорошие отношения с западными лидерами, которые он всячески использовал в своих целях. Так, отчитываясь в сенате, президент Кеннеди даже не смог внятно объяснить, почему он называет лидера кубинской революции Фиделя Кастро коммунистом и врагом, но в то же самое время финансово помогает коммунисту Тито.
Сам коммунистический лидер Югославии не чурался роскоши: костюмы из лучших итальянских тканей и английского твида, раритетные автомобили (такие как Packard 1948 года), самые дорогие гаванские сигары, коллекции часов, монет, картин (с подлинниками Пикассо и Гойи); его резиденции были обставлены мебелью, часто позаимствованной в музеях.
Маршал окружал себя звездами мировой величины. На его виллах на адриатическом архипелаге Бриюни побывали Элизабет Тейлор и Ричард Бертон, Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, Софи Лорен и Джина Лоллобриджида. Тито нравилось, что знаменитости и, в частности, красивые женщины составляют ему компанию, подчеркивая его статус.
К побережью Адриатики своих высоких гостей Тито привозил на специальном поезде. Это необычный пассажирский состав. В бронированных вагонах, отделанных красным деревом и грецким орехом, есть спальни, столовые, кабинет и кинозал, обставленные роскошной мебелью в стиле ар-деко. В голубых вагонах путешествовали десятки политиков и звезд, которых любезно приглашал в гости Иосип Броз Тито. Говорят, что он лично распорядился выкрасить локомотив в цвет своего голубого маршальского мундира.
Сегодня, после того как Югославия пережила войну и распалась на независимые государства, одна из бывших вилл Тито стала летней резиденцией президента Хорватии. А спецпоезд маршала отошел Сербии, которая превратила его в аттракцион для туристов. Он пользуется очень большой популярностью.