Как фонд трех генералов МВД прокормил: детали коррупционной истории
В начале июля стало известно об аресте сразу нескольких высокопоставленных чинов МВД. Этот скандал сразу окрестили "делом трех генералов". Судя по всему, они были уверены, что большие погоны и должности говорят о безнаказанности. Только все трое забыли о непримиримой и принципиальной позиции главы ведомства Колокольцева, без содействия которого бы привлечь полицейских чиновников действительно было бы сложно. Официальная формулировка обвинения – злоупотребление служебным положением. В реальности речь идет о создании масштабного бизнеса на автомобилистах, который, как выяснил специальный корреспондент РЕН ТВ Дмитрий Вахницкий, благополучно продолжает приносить копеечку своим создателям, даже после их отправки в СИЗО.
Арест трех генералов
Басманный суд Москвы: под конвоем находятся трое генералов. И, похоже, ни один до конца не верит в происходящее.
Спустя несколько часов все трое были арестованы. Помощник министра внутренних дел Сергей Умнов, бывший заместитель по тылу питерского полицейского главка Иван Абакумов, а также руководитель ГИБДД Северной столицы и области Алексей Семенов. На сухом языке следствия они подозреваются в "злоупотреблении должностными полномочиями". На деле речь идет о роскошной жизни на деньги фонда "Содействия программам ГУВД Петербурга и Ленинградской области".
Бюджет организации пополнялся за счет частных пожертвований. В том числе от 11 коммерческих фирм, которые действовали при петербургских МРЭО и по сути монетизировали оказание госуслуг. Например, поставку и снятие с учета автомобилей.
Ежемесячный оборот частных контор мог достигать 150 миллионов рублей. По данным РЕН ТВ, 10 процентов прибыли, вероятно, уходили в тот самый фонд.
"Создавались вроде как для людей, а в результате всякие мутные схемы были. В том числе коммерсанты определенные, были какие-то проблемы, их проверяли по указанию руководства главка и потом предлагали перечислить в этот фонд деньги", – говорит первый зампредседателя профсоюза сотрудников ОВД по Петербургу и Ленобласти Александр Михайлов.
Работа фондов в подполье
Так называемые коммерческие отделы стали закрываться после серии обысков и в самих конторах, и в пресловутом фонде. Но некоторые, уйдя в подполье, продолжили работать. В чем убедилась съемочная группа РЕН ТВ.
Промзона на окраине Петербурга, где находится некое ООО "Толеон". За деньги нам обещают поставить автомобиль на учет без личного присутствия водителя. Всего за семь тысяч.
Мы появляемся снова, но с телекамерой, и теперь услуга невозможна.
Житель Петербурга Александр Булгаков на себе испытал, что такое госуслуги в коммерческом формате. Сутками ставил на учет машину, пока не нашел "частников".
"Если ты приезжал в МРЭУ ГИБДД, ты мог там остаться на всю жизнь. Либо идешь в ларек за 5-6 тысяч и проходишь все быстро", – пояснил Булгаков.
Односельчане в Петербурге
Сам фонд, вроде как благотворительный, словно неприступная крепость. Охрана бдительней, чем в банке. По сути была выбрана схема: под видом благотворительности проводились денежные средства, они сначала поступали в этот фонд, а потом распределялись между заинтересованными лицами. Все фигуранты дела хорошо знакомы. Умнов и Семенов – вообще односельчане. Оба из деревни Волое Калужской области.
"Как только стал генералом, начальником главка, он избавился ото всех прежних своих людей и знакомых, которых знал. И поставил своих родственников, однодеревенцев", – говорит майор милиции в отставке Борис Гагаринов.
Иван Абакумов подружился с Умновым и Семеновым уже в Петербурге и, похоже, не бедствовал. Один коттедж чего стоил.
Эксперты оценивают этот дом одного только генерала Абакумова примерно в 20–25 миллионов рублей. Даже без отделки.
А в модном ЖК в Гурзуфе находится квартира, оформленная на его супругу. Отсюда Абакумова и этапировали в Москву. Еще в его распоряжении была яхта за 800 тысяч евро, квадроциклы и внедорожник, зарегистрированный на тот самый "Фонд". А вот и недвижимость высокопоставленных полицейских в одном из элитных поселков Ленобласти.
Приозерский район – рукой подать до Ладоги. Земля здесь стоит около полумиллиона за сотку. В этих местах и поселились генералы из питерского МВД.
"Здесь много служащих каких-то. Майоры там всякие. Все с корочками бегают там всякими. Сколько раз самолет прилетал, амфибия. Вертолеты прилетают", – говорит местный житель Василий Уманец.
Юридический вопрос
Под арестом вместе с генералами оказалась бывший руководитель юротдела регионального управления ГИБДД Елена Копьёва. По нашим данным, семья ее сестры владела ООО "Северный полюс", которое находилось под крылом МРЭО №1. Саму Елену Викторовну бывшие сослуживцы помнят прекрасно.
"Она очень быстро стала продвигаться по карьерной лестнице. Человек не стеснялся показывать роскошь, машины дорогие. Это был премиум-класс: Merсedes, Gelandewagen. Думаю, как хорошо у нас юридическая группа живет", – вспоминает капитан полиции в отставке Сергей Козлов.
На генералов и подполковника Копьеву, судя по всему, вышли пять лет назад. В 2017-м в Петербурге задержали бизнесмена Михаила Баракина, также у него нашли BMW с символикой МЧС и с мигалкой на крыше. Стали выяснять, откуда спецсигнал. В итоге расследование привело к Умнову, Абакумову и Семенову.
Кто такой Михаил Баракин
Не исключено, что Баракин мог вносить деньги в тот самый фонд. И формально якобы совершенно законно спонсировать высокопоставленных силовиков. А взамен получить спецсигналы. А может, и еще какие-то привилегии.
Этот человек вообще заслуживает отдельного внимания. Мол, миллиардер и гений бизнеса. Так его презентовал Евгений Вышенков – заместитель главного редактора интернет-портала "Фонтанка.ру", бывший милиционер, судимый за вымогательство. Но красивая история оказалась выдумкой, а после того задержания в 2017-м Баракин исчез. Но буквально месяц назад появился на Петербургском экономическом форуме. И вместе с Киркоровым подписал соглашение о строительстве торгового центра за полтора миллиарда рублей.
Компания, которая взяла на себя эти обязательства, называется "Строительные решения". Но по указанному адресу ее нет. Мы обнаружили только недостроенный дом.
За последние два года существования компания никаких финансовых операций и сделок не осуществляла. Такая компания-пустышка, объясняет журналист Олег Лурье.
Запутанная коррупционная история явно не закончена. Возможно, будут новые фигуранты. Дело о том, как благотворительный фонд трех генералов прокормил , обещает стать одним из самых громких за последнее время.