Version: 0.1.0

Сотрудники РЕН ТВ рассказали о фронтовых победах своих родственников

Евгений Матвеев и Елена Федорова поделились семейными историями.

Евгений Матвеев, Ведущий менеджер по маркетингу

Есть у нас в семье одна реликвия - это старая газетная вырезка с коротенькой статьей о моей прабабушке, которая в годы войны, находясь в оккупации, тайком от немецких солдат, живших в то время в деревне, выхаживала в своем подвале раненых русских бойцов. Сравнительно недавно, года 3 назад, один писатель-энтузиаст из ближайшего к деревне города Таруса написал и издал книгу о подвиге моей прабабушки и ее семьи. Вот небольшие выдержки из нее:

"…После полудня со стороны деревни Кареево в Гавриловку прибыли 2 подводы с ранеными солдатами. На каждой телеге лежали вплотную друг к другу по пять бойцов. Сержант, сопровождающий подводы, обратился к женщине, вышедшей из крайнего дома: "Мать, помогите нашим бойцам, они почти замерзли". Вместе с фельдшером и сержантом они перенесли всех раненых в здание бывшего сельсовета, граничащего с домом Федосьи Максимовны Матвеевой, сразу согласившейся помочь раненым солдатам. Несколько дней Федосья Максимовна вместе со своей дочерью и невесткой ухаживали за русскими бойцами. У одного из них началась гангрена на пальцах ноги- женщины нашли в себе мужество провести настоящую хирургическую операцию - ампутировали пальцы ноги и спасли жизнь солдату. Двух самых тяжело раненых женщины решили перенести в дом, выдав за своих родственников.

В деревне немцы появились утром 24 октября. Они бесцеремонно заходили в дома, рылись в сундуках, забирали самые добротные вещи. Пока одни немцы рыскали по домам, другие отстреливали кур, уток, свиней на хозяйских подворьях. В дом Матвеевых так же зашел немец, подозрительно окинул взором комнату и вопросительно указал на раненых мужчин. Женщины, как могли, объяснили, что у их мужа и брата тиф. Видимо, это и спасло всех раненых - немец оказался не настолько въедливый, чтобы рисковать своим здоровьем и поспешил убраться из избы.

Почти два месяца женщины выхаживали раненых солдат, скрывая их от немцев, расквартировавшихся в домах по соседству. К сожалению, двоих раненых спасти не удалось - они умерли от потери крови, их пришлось тайком похоронить.

А примерно в середине декабря немцев из деревни прогнали советские солдаты, начавшие свое наступление на запад от стен Москвы, раненых удалось переправить в лазарет.

После того, как война закончилась, те из раненых, кому удалось пройти всю войну, прислали письма со словами благодарности за спасенные жизни, некоторые приезжали в гости, чтобы сказать спасибо выходившим их в годы войны женщинам."

Елена Фёдорова, Начальник отдела дистрибуции

Пахно Василий Григорьевич (19.11.1923 – 13.02.1983)

В 17 лет (в августе 41-го) ушел из дома и поступил в Краснодарское артиллерийско-минометном училище, ушел на фронт курсантом в марте 1942 года, проучившись всего 6 месяцев. Участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны: Центральный фронт (с 02.43 по 10.43), 1-й Белорусский фронт (10.43 – 02.44), 1-й Украинский фронт (02.44 – 09.44), 1-й Белорусский фронт (09.44 – 10.44), 2-й Белорусский фронт (10.44 – 03.45).

Награжден орденами "Красной Звезды", "Красного Знамени", двумя медалями "За отвагу".

Был корректировщиком огня, командиром отделения разведчиков. Во всех наградных листах отмечена исключительная личная храбрость, умелая и точная корректировка огня, неоднократно вызывал огонь "на себя".

Сохранились незаконченные воспоминания отца о боях по расширению Сандомирского плацдарма (за Вислой) возле поселка Собутка-Шляхетска на высоте 137,7 в августе 1944 года (это была Львовско – Сандомирская операция, в ходе которой были освобождены западные области Украины, юго-восточные районы Польши и захвачен крупный Сандомирский плацдарм).

Изучая архивы, неожиданно обнаружили конец этой истории, описанной в приказе о награждении орденом Красной Звезды: "…несмотря на то, что противник просочился в боевые порядки роты, тов. Пахно не покинул наблюдательного пункта и, отбиваясь автоматом, уничтожал наступающую пехоту противника. В связи с четкой работой и правильной корректировкой огня была подавлена минометная батарея и уничтожено до роты пехоты немцев…"

На одной из фотографий запечатлена встреча Василия Григорьевича (он – справа, с кинжалом) со своим родным братом Петром Григорьевичем: братья встретились однажды во время войны, когда их части оказались неподалеку.

В марте 1945 отец вернулся в артиллерийско-минометное училище, закончил его в 1947 году. Ну, а потом началась мирная жизнь, отец закончил Московский энергетический институт, был начальником конструкторского бюро, проектировал парогенераторы для тепловых электростанций, в том числе, и для т.н. "братских стран" - Югославии, Монголии, Индии…