Закрытие заводов и кризис: как рушится экономика Германии
Больше всех от подрыва "Северных потоков" пострадала именно Германия. Сегодняшний разговор немецких депутатов вместе с закрытием заводов и очень депрессивными экономическими данными это показал особенно наглядно. Подробнее – в сюжете корреспондента Виталия Чащухина, он передает из Германии.
Официальные проводы немецкой промышленности. Сегодняшнее заседание Бундестага можно было начать с минуты молчания, но даже вполне системные политики уже не в силах замалчивать бедственное положение. Разговор с нынешней властью проходит на повышенных тонах.
"Наша экономика находится в глубоком структурном кризисе. У нас серьезный отток капитала, закрываются фирмы, массовые сокращения рабочих мест. Это очевидно. Мы должны что-то делать. К сожалению, света в конце тоннеля по-прежнему не видно. Вместо обещанного экономического чуда почти три года мы наблюдаем сильные стагнацию и рецессию в Германии", – заявил Штефан Руэнхоф, депутат бундестага от ХДС.
Повестка дня так и озаглавлена – деиндустриализация. Оппозиция официально провозглашает нынешний курс "катастрофическим" и "некомпетентным", возлагая всю ответственность на правительство Шольца, теряющего поддержку не только у населения, но и среди элит.
"Это правительство действует под слоганом "Зеленую трансформацию не остановит ни бык, ни осел". Такое впечатление, что серьезные экономические проблемы в Германии даже не дошли до "светофорной" коалиции. Но мы видим повсеместно, что ничего не работает. Предприятия и специалисты сбегают из страны. Работать и инвестировать в этой стране уже почти не выгодно. Экономика в стагнации, прогнозы роста продолжают снижаться", – возмутился Ляйф-Эрик Хольм, депутат бундестага от АдГ.
Едва ли не каждое утро в Германии начинается с плохих новостей: все ключевые для Германии индексы – деловой активности что в промышленности, что в сфере услуг – упали до рекордных значений. И об этом немцам сообщают не какие-то злые языки, а Bloomberg, которому они привыкли доверять.
Истощение происходит по всем отраслям, в том числе визитной карточке – немецкому автопрому. Причем уже не только в Германии, но и на сворачивающихся производствах по всему Евросоюзу. Не утихают протесты бельгийского подразделения Audi, а в промышленном Ганновере дорогу перекрывают студенты профучилищ Volkswagen. Бьют в барабаны, как в набат. По дорогам теперь ездят не новенькие автомобили, а профсоюзное движение.
Из-за планов руководства автогиганта сократить производство и принудительно уволить десятки тысяч сотрудников под вопросом рабочие места и тех, кто только проходит обучение.
"Путь, на который встает Volkswagen, неверный. Нельзя сокращать рабочие места и зарплаты", – заявил протестующий у завода Volkswagen в Ганновере.
"Volkswagen сам ведет себя в пропасть. Мы же просто хотим сохранить свою работу", – заявили участники акции протеста.
Многие немецкие компании буквально бегут из страны, мигрируя целыми производствами в Китай и США. Они, видимо, и будут делать Америку great again, а не свое отечество.
На закрытия и сокращения нацелен Bosch и Siemens, сталелитейщики, производители бытовой техники, химпром в лице крупнейшего концерна BASF собирается снизить свои дивидендные выплаты сразу на треть, чтобы хоть как-то сократить все прочие потери. Акции на этом фоне еще большее дешевеют.
"За последние три года отток капитала из Германии составил около 320 миллиардов евро. Это происходит уже третий год подряд. Это безумие, такого никогда не было. Это означает, что иностранные предприятия обходят Германию стороной. Мы видим, что производство на обрабатывающих предприятиях нарушено, оно сократилось на 9%", – заявил Штеффен Котре, член бундестага от партии "Альтернатива для Германии".
Вот и у самого канцлера Шольца как будто бы прощальное турне с немецкой индустрией. В последние недели он прямо-таки зачастил на производства. Правда, как отмечают критики, вовсе не на те, что закрываются, чтобы не пустить свой рейтинг окончательно под откос. Но даже заложенный на прошлой неделе с его участием новый немецкий завод – и тот по переработке вторсырья, что только подчеркивает какой же в самом деле "мусорной" стала немецкая экономика.