Кто "роняет Запад" и почему Россия защищена от последствий рекордного падения Dow Jones
Понедельник, 5 февраля 2018 года, американский биржевой индекс Dow Jones снизился на 4,6% – на рекордные 1 тыс. 175 пунктов, до 24 тыс. 346 пунктов. Вслед за Dow Jones обрушились индексы Nasdaq и S&P 500: они потеряли порядка 4% каждый. Шоки обрушились и на мировые рынки: японский Nikkei падал в моменте на 4%, а австралийский фондовый индекс потерял 3%.
Промышленный индекс Dow Jones Industrial Average – старейший из показателей фондовой активности на американских биржах, в который входят индексы крупнейших 30 промышленных компаний, – рухнул в первый день после вступления 65-летнего Джерома Пауэлла в должность нового главы Федеральной резервной системы (ФРС) США. Такого обвала не случалось 7 лет – со времен долгового кризиса 2011 года.
Ведущий деловой программы на CNN Ричарда Квеста сообщил, что в истории Dow Jones такого не было никогда. По его мнению, нужно учитывать не только пункты, но и процентный показатель. "В процентах это худший обвал с 2011 года – минус 4,6% за одну сессию. В целом, по сравнению с недавним историческим рекордом, рынок сократился уже на 8%", – цитирует эксперта BFM.RU.
Экс-зампред ЦБ Константин Корищенко прокомментировал ситуацию: "Это событие уже несколько лет ожидается как результат возможного ужесточения нынешней кредитной политики Соединенных Штатов. Уже несколько лет многие аналитики пишут, что в случае повышения процентных ставок и сворачивании кредитной активности федерального резерва произойдет падение рынка акций. Поскольку все эти годы рынок, что называется, не слушался, продолжал расти, запас падения возрос. Мы видим резкое снижение индексов".
Финансист перечислил события, которые повлияли на падение индексов: "Вступление в свою должность нового руководителя ФРС, заявление бывшего руководителя Алана Гринспена о том, что "пузырь слишком велик на рынке акций и облигаций" и что "он вот-вот взорвется". Хорошие данные вышли на прошлой неделе, о росте американской экономики, все ожидают существенное повышение процентных ставок. Плюс очень большая спекулятивная активность наблюдалась на рынке производных инструментов, прежде всего в так называемых инструментах рыночной волатильности. Есть индекс Vix. Последний год-два в нем идет активная спекуляция и накопление дисбалансов. В конечном счете эти дисбалансы проявились и рынок стал падать. Поскольку страны между собой очень связаны, особенно фондовые рынки (я имею в виду, прежде всего, развитые экономики), то падение затронуло и Европу, и Азию. В меньшей степени оно затронуло нас, поскольку мы последние 2-3 года в значительной степени отрезаны от финансового рынка Запада. Для нас, если так можно выразиться, это служит некоторой защитой".