Рубль устоял: политический удар по российской экономике провалился
Любые экономические контрсанкции не подорвут экономику США. Но это и не надо. В реальной политике разрушение мощных государств может обернуться отложенными катастрофическими последствиями для всего мира, как это было с развалом СССР. Авторы законопроекта, как можно понять, хотят показать Штатам, что, стараясь вытеснить нас с европейских рынков, они могут потерять рынок российский. Пусть небольшой по меркам Штатов, но в условиях, когда мировую экономику время от времени штормит, эта потеря может стать болезненной.
Особенно если Россия все же совершит постепенный выход из долларовой зоны и переориентируется на китайский юань или войдет в быстро развивающийся рынок неуловимых для американцев криптовалют. И чем больше Запад будет давить Россию санкциями, тем быстрее может совершиться этот выход. Уже сейчас российская экономика показала высокую скорость адаптации к такому давлению — в начале недели рубль упал по отношению к доллару на фоне нового санкционного списка и воинственной риторики Трампа, но уже к концу недели он начал отвоевывать позиции.
За бесчисленными мониторами расположились специалисты, улавливающие малейшие отклонения на финансовых рынках. Минувшую неделю брокеры провели в смятении. Национальную валюту лихорадило. Доллар перевалил за 65 рублей впервые с ноября 2016, а евро — за 80, чего не случалось два года. Рынок отреагировал сначала шоком, затем паникой, но она быстро прошла. Уже к вечеру среды рубль укрепился.
"Что происходило на этой неделе, возможно, войдет в учебники по экономической истории. Потому что за неделю мы увидели практически полный цикл. Первую половину недели иностранные инвесторы делали то, что выводили деньги из России, то есть они продавали рубли, покупали доллары. Мы увидели скачок, они продавали свои активы, вложенные в акции, все выводили, когда мы очень быстро "упали" и в смысле рубля, и в стоимости акций. Как только они поняли, что фундаментально Россия сильна, с этим не поспоришь, и что она сейчас стоит очень дешево, все стали откупать обратно", — рассказал экономист Антон Шабанов.
За штормом стояли в первую очередь политические факторы — риск войны в Сирии и санкции США против крупных российских экспортеров. О последних объявили в прошлую пятницу, поздним вечером. И с открытием биржи на российском рынке начался обвал.
"В понедельник мы уже увидели достаточно массированную атаку спекулянтов на рубль, и я бы даже более сказал, что рассчитать тот эффект, который случился по именно ослаблению рубля, было очень-очень сложно, мягко говоря. Почему? Потому что атака на рубль началась именно с начала торгов на бирже. То есть сначала мы увидели робкие попытки покупки доллара и евро против рубля, а дальше пошла уже все более и более разгоняющаяся спекулятивная атака", — пояснил заместитель генерального директора АО "Инвестиционная компания "ФИНАМ" Ярослав Кабаков.
Спекулянты — это крупные финансовые игроки: банки, хэдж-фонды, причем как иностранные, так и внутри России. Те, кто на колебаниях и чужих страхах зарабатывают легкие деньги. Именно они спугнули остальных инвесторов, и на рынке началась цепная реакция. Валюта, акции, облигации — все это выставили на продажу, а вырученные рубли тут же меняли на доллары. Поэтому национальная валюта и подешевела.
"Самые нервные уже все продали и доллары свои вывели. Сейчас как раз большая часть инвестиционных фондов, инвесторов, они сейчас консультируются со своими советниками, юристами насчет того, что делать дальше. Соответственно, начнутся после этого кредитные комитеты, это будет все обсуждаться и приниматься решения, что делать с вложениями в российские активы, номинированные в рублях. Разумеется, часть из них эти активы выведет. Если они будут это делать постепенно, тогда, наверное, курс рубля вряд ли на это среагирует. Но если все вдруг будут это делать в одно время, тогда мы можем увидеть еще одно движение вверх", — прокомментировал ситуацию главный инвестиционный стратег БКС Максим Шеин
Помешать этому могли монетарные власти, в первую очередь Центробанк, который также имеет право участвовать в торгах. А правительство — пополнять резервный фонд, приобретая валюту и влияя на курсы. Но на этой неделе регуляторы взяли паузу. Эксперты в итоге признали: решение было верным.
Снижение рубля началось на фоне новых американских санкций и продолжилось из-за опасений, что они коснутся российского госдолга. Затем — угроза США нанести удар по Сирии. И курс европейской и американской валют обновляет максимум с марта 2016. Но Минфин США отказался поддержать санкции против госдолга, и рубль отыграл позиции. То есть все эти скачки не связаны с реальной ситуацией в экономике — их определяют внешние факторы.
И хотя курс быстро откатился, нашлись те, кто пытался на этом заработать. Цифры на табло обменников в начале недели менялись каждый час. Только вверх, но желающих срочно купить евро или доллары хватало.
"Евро менял, но очень дорого сейчас. Я покупал евро, потому что я отправляю домой, я тут занимаюсь бизнесом, у нас там хорошая цена. Сейчас поднялось, мы меняем евро через дорого", — пояснил мужчина, который пришел к обменнику.
Экономисты подчеркивают: как раз в такой финансовой турбулентности никуда бежать не надо. Александр Скуматов из Саратова это правило усвоил еще в 2008 и теперь, если нужна валюта, покупает понемногу, внимательно отслеживая курс.
"Я не играю на курсе валют, я стараюсь сохранить свои деньги. Мой способ сохранения денег — это покупка валюты. Она пригодится при поездке за рубеж, и при любом скачке курса деньги остаются в сохранности", — пояснил Сукманов.
Менялы — не единственные, кто пытался спекулировать на биржевой панике. Падением рубля решили воспользоваться недобросовестные ретейлеры, предвкушая шанс задрать цены под удобным предлогом. Первыми отреагировали продавцы электроники, но курс быстро выровнялся. Да и покупатели уже не бегут за бытовой техникой, как это было, например, в 2014-м. Иван Батеев тогда решил на все деньги купить плазменных телевизоров, и до сих пор об этом жалеет. Зато теперь любимые каналы он может смотреть в любой комнате своей трехкомнатной квартиры.
"Был и четвертый, но пришлось отдать бабушке за ненадобностью, потому что давал объявления на всякие сайты, никто не покупает", — рассказал мужчина.
Изменения на валютном рынке могут отразиться в первую очередь на импорте. Один из самых зависимых сегментов — молочная продукция, 20 % сырья для которой в страну завозят. Маркетологи предрекают отложенный эффект примерно через месяц, причем в пределах 3—5 %.
А вот автомобили останутся на "нейтралке" — уже имеющиеся у дилеров партии оплачены по старым закупочным ценам. Да и доля импорта машин в России невелика — всего 17 %. Остальные — локальная сборка. Не подорожают мясо птицы и свинина — почти на 100 % это российская продукция.
"По продовольствию ситуация такова, что где-то процентов 90—95 уже и так российского производства. То есть, если вы помните, санкции длятся с 2014 года, и как раз за это время мы отработали импортозамещение практически во всех сегментах, за исключением экзотических — устрицы, бананы, киви", — отметил исполнительный директор АКОРТ Владимир Ионкин.
За последние два года площадь теплиц, где выращивают светокультуры, выросла в России на 300 гектаров. На волжском предприятии огурцы и помидоры без добавления химикатов растут на 25 гектарах, еще 10 отстраивают. Здесь уверены: санкции только в голове у тех, кто не хочет работать. Конкуренция растет, заставляя повышать качество и снижать цену товара — за год она упала на 15 %.
"100 тонн минимум в день, собираем 7 дней в неделю и 360 дней в году — даже 1 января у нас сбор. Если валюта дорогая, а рубль дешевый, в страну едет меньше импорта, продукцию, которую мы производим за рубли, тратим рубли и продаем за рубли", — прокомментировал ситуацию руководитель отдела продаж Дмитрий Карпенко.
Торговые войны, которые Запад ведет против России уже не первый год, с одной стороны, осложняют выход на внешние рынки. Но при этом заставляют экономику прибавлять темп, чтобы выжить. В борьбе за клиента игроки модернизируют производства и расширяют экспортный ассортимент. Автор книги "История экономического убийцы", американец Джон Перкинс изучал, как правительства и транснациональные корпорации выкачивают ресурсы из других стран. Похожий сценарий Вашингтон с удовольствием повторил бы и в отношении Москвы. Но в этот раз, уверен экономист, ястребы выбрали не ту жертву.
"Начиная с администрации Обамы, а теперь Трампа, мы наблюдаем ярое желание уменьшит влияние России, которое она сейчас имеет. Да, США — супердержава, но при этом Россия и Китай успешно взаимодействуют. У России много ресурсов — газ, нефть и другие, до которых хотели бы дотянуться и Штаты. Санкции, конечно, бьют по российской экономике, но, с другой стороны, наоборот, укрепляют ее, заставляет укреплять собственный бизнес и индустрию. Более того, это способствует технологическому развитию", — рассказал Джон Перкинс.
Серьезным успокаивающим фактором в нынешней валютной панике стала и цена на нефть — на этой неделе смесь марки "Брент" торговалась до 73 долларов за баррель — такого не было с 2014-го. Поэтому прогнозы аналитиков позитивные.
"На пике паники мы не стали пересматривать свой прогноз по валютной паре доллар-рубль на конец 2018 года. Мы прогнозировали, что в декабре рубль в паре с долларов достигнет отметки. И по-прежнему ожидаем этих значений. И нынешнюю волатильность воспринимаем как краткосрочную волатильность, которая никак не влияет на долгосрочные и среднесрочные курсообразующие факторы", — объяснил аналитик отдела анализа рынков Управления инвестиционного консультирования АО "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин.
Эксперты допускают: политические ветра, влиявшие на рубль на этой неделе, вновь могут смениться. Но стратегическое управление финансами становится все менее чувствительным к таким внешним факторам.
"Принимать решения именно в процессе уже самих тех или иных событий не самый лучший выбор в стратегии управления финансами. Поэтому рынки учатся, мы видим с вами. Я думаю, что если бы такая конфликтная ситуация возникла бы там в каком-нибудь 2012 году, рынки могли бы отыграть это совершенно по-другому, гораздо-гораздо мощнее была бы реакция и так далее. Поэтому я думаю, что в любом случае рынки будут воспринимать очередные твиты президента США с меньшей серьезностью и последствиями", — отметил Кабаков.
И все же на рынке остается достаточно неопределенности. Тем более когда на экономику, где дважды два всегда четыре, так влияют новости и заявления политиков. Но фундаментальных причин для ослабления национальной валюты не было и нет. Поэтому даже находясь под прессом продаж и тестируя минимальные отметки с 2016-го, рубль успешно дает отпор.