Version: 1.0.2

"Помочь Европе можно, но не в ущерб себе": Путин об энергокризисе

Газовую истерику в Европе Владимир Путин останавливает буквально одним своим заявлением. До совещания в подмосковном Ново-Огарево голубое топливо стоит 2 тысячи долларов, после – уже 1,3 тысячи долларов. Ведущие западные СМИ вынуждены констатировать – заявления российского лидера спасают Европу от энергетического коллапса.

"Цены на газ стали заметно снижаться после заявлений президента России Владимира Путина о готовности помочь стабилизировать мировой рынок энергоносителей", - пишет Bloomberg.

"После выступления мистера Путина о поставках газа цены на него упали примерно на 257 пенсов за 100 кубических футов", - отмечает BBC.

Президент при этом предупреждает, что помогать Европе нужно без ущерба для российского рынка. Тем более что Старый Свет сам загнал себя в газовую ловушку, когда перешел от долгосрочных контрактов к спотовой торговле.

"В целом биржевая торговля газом не очень эффективна, потому что несет в себе много рисков, потому что это не трусы, часы и галстуки, и не машины, и это даже не нефть, которую можно произвести и хранить где угодно, в том числе и в танкерах, в ожидании определенной ситуации на рынке. Газ так не торгуется. Его нельзя так хранить", - сказал Путин.

Да и танкеры с американским сжиженным газом все равно идут в обход Европы. В Азии цены чуть выше, поэтому Соединенные Штаты без колебаний оставляют замерзать ближайшего союзника – бизнес есть бизнес. Еще одна причина газового кризиса в Европе – нездоровое влечение к зеленой энергетике, но в борьбе за снижение выбросов, похоже, сама себе и проиграла.

"Германия одна из стран, которая инициирует борьбу с С02. А что по факту происходит? Цена в Германии в 10 раз выше, а выработка на угле в Германии по итогам этого года составляет 27% от энергобаланса, а в России это 13%. Поэтому странно бороться за углеродную нейтральность. При этом иметь такую цену, иметь ограничения электроэнергии, иметь долю угля в 2 раза выше, чем в РФ", - сказал гендиректор, председатель правления ПАО "Интер РАО" Борис Ковальчук.

О том, что в нехватке газа в Европе виновата сама Европа, честно говорят в Германии. Канцлер Ангела Меркель не ставит под сомнение исключительную надежность России, как поставщика.

"Вы спрашиваете: "Есть ли заказы, которые Россия не выполнила?" Я не могу ответить, какова ситуация сегодня, но если судить по информации, которую я получила несколько дней назад, то такого не было. Это означает, что ранее не было случаев, в которых Россия сказала бы: "Мы не будем поставлять вам газ, и уж тем более по украинскому трубопроводу". Скорее, проблема в том, что Россия может поставлять газ только на основе юридических обязательств", - отмечает канцлер Германии Ангела Меркель.

На этом фоне, вопреки всему и всем, политизировать газовый вопрос по привычке пытаются на Украине. Глава газотранспортной системы страны Сергей Макогон в одном комментарии об энергетическом кризисе умудрился упомянуть войну и раскол в Европе. При этом он же просит Россию увеличить прокачку газа через Украину. Местная ГТС в удручающем состоянии, и просто не выдержит дополнительных объемов. Высокая нагрузка на старую украинскую трубу может привести к аварии. Тогда мерзнуть будет и Европа, и Украина. Но глава ГТС об этом, похоже, не думает, зато думает Россия.

"Не надо ставить в трудное положение, включая Украину, несмотря на все моменты, связанные с российско-украинскими отношениями на сегодняшний день. А во-вторых, не надо подрывать доверие к "Газпрому", как к абсолютно надёжному партнёру во всех отношениях. Я прошу вас, как министра энергетики, взять под личный контроль соблюдение всех контрактных обязательств по транзиту российского газа в Европу через территорию Украины", - отметил Путин.

Зима еще не пришла, но 80 миллионов европейцев уже не уверены, что смогут оплачивать счета за свет и газ. Такие данные приводят западные эксперты. Снизить дефицит поможет скорейший запуск "Северного потока - 2", который уже мог работать, если бы не западные, в первую очередь американские, лоббисты.

Впрочем, даже они теперь притихли, а значит, Россия снова готова спасать Европу.

"Помочь Европе можно, но не в ущерб себе": Путин об энергокризисе