"Неэффективное все": эксперты объяснили, что не так с "Роснано"
Интерес к рынкам сегодня был вызван не столько снижением котировок, сколько ситуацией с компанией "Роснано". В пятницу торги ценными бумагами госкорпорации были остановлены по решению Центробанка. Сегодня они возобновились, но инвесторы старались избавиться от облигаций. В итоге в моменте их цена падала почти на 23%.
Все началось с сообщения нового руководства корпорации о том, что у "Роснано" накопился непропорциональный долг и текущая финансовая модель требует корректировок. Сейчас идет поиск компромиссных вариантов решения проблемы, которые позволят избежать наиболее негативных сценариев. Читай, дефолта.
Эксперты обращают внимание: это первый в истории случай, когда госкорпорация оказалась на грани банкротства. А это неизбежно влияет на отношение всех инвесторов к российской экономике. Тут очевидно, что этот кризис возник не здесь и не сейчас.
"Роснано" было создано еще в 2007 году и вплоть до декабря прошлого года ее бессменным руководителем был Анатолий Чубайс. Тот самый, который громко заявлял на корпоративе, что денег у компании очень много. Когда пришло новое руководство, выяснилось, что "денег нет, но вы держитесь". Прошлый год "Роснано" закончило с чистым убытком в почти 53 миллиарда рублей, долговые обязательства компании составляют по кредитам свыше 76 миллиардов рублей, по облигационным займам – еще 58 миллиардов.
При этом за все время руководства Чубайсом, который, кстати, никак не комментирует ситуацию, не было создано ни единого прорывного продукта или технологии. Зато были многочисленные претензии со стороны Счетной палаты, которая выявляла неэффективное использование бюджетных средств и слишком большие траты на дивиденды руководству.
Что происходит с "Роснано": мнения экспертов
"Роснано", по сути, – это инновационный бизнес, государство туда вкладывало деньги, и что-то пошло не так, точнее все пошло не так, что за весь период существования с 2007 года у компании вообще не получилось выйти в плюс. Если компания занимается развитием, очевидно это инвестиции во множество объектов и проектов. Это вопрос грамотного менеджмента. Поэтому это означает неэффективный менеджмент. Неэффективное управление финансами, ресурсами, неэффективный риск-менеджмент, неэффективный отбор проектов, которые, соответственно, финансировались. Ну, то есть, мягко говоря, неэффективное все", – считает независимый финансовый аналитик Наталья Смирнова.
"Если сейчас станет понятно, что государство не готово поддерживать один из собственных институтов развития, в общем-то выполнявший так или иначе те функции и задачи, которые на него были возложены, то для многих квазигосударственных заемщиков, особенно для сегмента институтов развития, занимать деньги станет гораздо сложнее, и они для них станут гораздо дороже", – добавил экономист Евгений Надоршин.