Европа навлекла на себя "темные века" антироссийскими санкциями
Вчера президент Всемирного банка Дэвид Малпасс заявил: "Война на Украине – это катастрофа для всего мира, которая сократит экономический рост". Это слишком осторожное предсказание. Все гораздо серьезнее.
Как уже сейчас вся эта история с санкционной войной отзывается самым обычным гражданам Запада – в материале РЕН ТВ.
Колоссальные потери для Европы
Из каждого официального окна, из каждой правительственной стены в Европе в эти дни развевается украинский флаг. Тем удивительнее было встретить в самом центре Брюсселе бельгийца с российским триколором, закрепленным булавкой на груди.
"Путин прав! Сейчас почти то же самое, что было в 1962-м на Кубе. Американцы с НАТО подобрались прямо к российской границе. Это провокация!" – рассказывает мужчина
Тщательно избегая прямого боестолкновения, Запад объявляет России полноценную экономическую войну.
С опозданием, но не забывают и самих себя предупредить: с этой стороны тоже будут колоссальные потери.
"Многие отрасли экономики страдают и будут страдать. Газ, отопление, продукты – цены на все это будут повышаться", – заявил президент Франции Эммануэль Макрон.
"Либо голодать, либо мерзнуть"
Население заранее начинают готовить к тому, что придется заплатить высокую цену за конфронтацию с Москвой. И потребители уже ощутили это это на своем кошельке.
"Растет буквально все! Начиная от каких-то бытовых предметов, заканчивая едой", – рассказала жительница Великобритании.
"Да, цены на продукты заметно подскочили. Одежда еще ничего, но еда подорожала", – делятся впечатлениями в Германии.
"Если раньше чек был 60 евро, то сейчас 80–90 евро. Всегда же покупаешь примерно одни и те же продукты, знаешь цены", – пояснила еще одна жительница Германии.
Жертвы пусть и экономической, но все же войны – неминуемы.
"Бедному населению будет очень тяжело платить за отопление, а также за продукты. Придется выбирать: либо голодать, либо мерзнуть", – заявил экономист Герхард Манготт.
Шок для экономики
Американские фондовые и промышленный индексы закрываются в "красном", шок-цены на бензин.
“Зафиксирована самая высокая цена на бензин за всю историю во Флориде”, – говорится в репортаже американского телеканала.
В Нью-Джерси ликвидировали бензоколонку российской нефтяной компании, но разоряется-то владелец точки, местный житель.
"Как франшиза "Лукойла" и малый бизнес, мы покупаем всю нашу нефть у американских компаний. Сотрудники, которых я нанимаю, – жители Ньюарка. Я – гражданин США", – говорит Роджер Верма, владелец заправки в Ньюарке.
Высокие цены на газ
В гостях кого угодно теперь встречают "холодно" – теплую одежду лучше не снимать.
"Мне за февраль пришло 555 евро к оплате, из них 463 за газ, остальное – 90 евро за свет, воду, мусор, телевидение – все вместе. Это очень дорого", – говорит Стефания Караначчи.
В два раза больше, чем в прошлом году. И это еще "солнечная Италия".
"А если хорошо топить, то и пенсии не хватит. У меня вот несколько кофт, сверху шарф, теплые штаны, если смотрю телевизор, накрываюсь тремя одеялами", – добавляет собеседница.
Запасы топлива – на дне, на споте за тысячу кубометров дают уже больше 2500 долларов.
И неслучайно ведь, когда говорят о поставках российского газа, в том числе подразумевают выгодные тарифы для миллионов европейских домохозяйств. Но вместо этого тут "взбесившиеся" счетчики.
"Вот здесь находится место, которое приносит нам самое большое огорчение", – рассказывает британец.
И это Великобритания, менее зависимая от российского газа, но не от мировых цен на него. В квартирах спасаются радиаторами, понимая, впрочем, что электричество отныне – та же роскошь.
С апреля у британцев новый ценовой скачок.
"Сначала мы вообще подумали, что это первоапрельская шутка. Но закончился льготный период в связи с ковидом, и правительство больше не будет выделять помощь", – говорят жители.
Украинский фактор ворвался в повседневную жизнь. И много тех, кто в принципе задается сейчас вопросом: где мы, а где Украина? В прямом смысле слова.
"Да, то, что происходит на Украине, ужасно. Где она на карте? Где-то в Восточной Европе", – говорят люди.
"Да, я знал немного об Украине до этого. У меня жена из Польши", – добавил мужчина.
"Да, украинцы и русские – это вообще один народ. Не понимаю, из-за чего это все", – считает житель Испании.
Неосторожные санкции
В условиях объявленной Западом экономической войны стоимость нефти растет, и цены становятся запредельными на все. А вслед за этим дорожает основа любой потребительской корзины – хлеб.
Греческие пекари говорят: стоимость буханки – на многолетнем максимуме.
"За последний месяц мука подорожала вдвое, мы вынуждены поднять цены. Платим 500 евро в месяц за газ. И это перекладывается на клиента", – рассказывает пекарь Сахиндис Панайотис.
Рушатся планы у фермеров, которые едва приспособились к предыдущей санкционной дуэли.
Что впереди, никто не берется предугадывать, но германское минэкономики уже терзают смутные сомнения.
"Мы должны следить за тем, чтобы не принимать санкций, которые сами не сможем выдержать и про которые скажем три дня спустя: ой, мы имели в виду только хорошее", – заявил глава минэкономики ФРГ Роберт Хабек.
Сорвались в штопор
Не успевшая еще до конца оправиться от последствий пандемии, мировая авиация теперь тоже рискует пойти на посадку.
Из корпоративного письма топового европейского авиаперевозчика Finnair: в дополнительный отпуск придется отправить почти две сотни пилотов и до полутысячи бортпроводников. Были в пике, вошли в штопор. По всем направлениям.
"Санкции, на самом деле, не решат проблему. Вся эта ситуация влияет на психологическое состояние, у бизнес-сообщества отсутствует четкое понимание ситуации", – заявил президент Центра Китая и глобализации.
Из США тем не менее звучат указания: держать строй! Но тут уж и правда, самим бы выстоять.
Не исключено, что той же Еврокомиссии вскоре придется переходить от санкционной политики к антикризисным мерам. Речь идет об элементарном выживании, особенно когда звучит угроза продовольственной безопасности ЕС. И хотя самого слова "кризис" в Европе избегают, вовсю начинают вспоминать такое свойственное для темных времен выражение "покрепче затянуть пояса". Потому как придется.